Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

тому, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции; и по его вкладу в благополучие государства. Хорошему гражданину присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин - это законопослушный, патриотические настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе" [16, с. 449-450]. Философ высказывает мысли, имеющие непреходящее значение, о том, что необходимо "надлежащее воспитание граждан посредством законов" [16, с. 420]., "... добродетель гражданина заключается в умении властвовать над свободными людьми и быть подвластным" [16, с. 452]. Серьезное внимание гражданскому воспитанию детей уделял Я. А. Коменский. В основе его "Законов хорошо организованной школы" лежит принцип равенства всех, независимо от личностей. Он писал: "Терпеть в школьном обществе какого-либо испорченного (потому только, что он богат или знатен, или из посторонних соображений, потому что не хотят огорчать его или его родителей), тем более не хотеть удалить из школы небрежного, нерадивого, предающегося пьянству или в каком-либо отношении непристойного учителя есть несомненный признак расшатанной дисциплины школы" [76, с. 163]. Я. А. Коменский был убежден, что "благосостояние школы состоит в добросовестном исполнении законов” [76, с. 163]. Самые серьезные требования в "Законах..." чешский ученый предъявлял педагогам; "Нельзя доверять дело воспитания ни одному необразованному человеку, плохому в нравственном отношении, и уже никоим образом тому, чье благополучие и совесть сомнительны [76, с. 152]. Великий педагог считал основной целью воспитания учащихся - воспитание человечности, должное привести к улучшению взаимоотношений в обществе. В XVII в. с идеей формирования гражданина в педагогической системе выступает английский философ Д. Локк. Великий английский просветитель использовал названную идею для описания процесса подготовки личности к жизни в обществе, что воплотилось в теоретические положения, отражающие нравственные требования к гражданину как человеку, наделенному правами со стороны государства и несущему ответственность за свои деяние перед обществом. Поскольку, по Д. Локку, цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, который живет в обществе подобных себе людей, философа интересует сущность "политического или гражданского общества”. По мнению Д. Локка, оно возникает тогда, когда какое- либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы и передает ее обществу... Цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле. Это достигается путем установления известного органа власти, куда каждый член этого общества может обратиться, понеся какой-либо ущерб или в случае любого возникшего спора, и этому органу должен повиноваться каждый член этого общества" [96, с. 312-313]. Согласно учению Д. Локка о первичных и вторичных качествах личности, "гражданское состояние" является вторичным проявлением личности, сформированным в процессе целенаправленного воздействия. Механизм 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz