Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Отсюда вытекают конкретные задачи правового воспитания: первая - правовое образование детей (усвоение правовых знаний современного законодательства, своих прав и обязанностей). На этой основе решается вторая, более сложная задача - формирование правового сознания школьников. "Правосознание - одна из форм индивидуального, коллективного и общественного сознания, отражающего в виде знаний, чувств, мотивов, установок право и пути его реализации" [149, с. 80].. И. А. Ильин, говоря о сущности правосознания, вводит понятие "здоровое правосознание". Это, по мнению философа, есть нечто более широкое и более глубокое, чем "сознание" как таковое. В правосознании участвует не только “сознание" и “мышление", но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа [62, с. 230]. "Важнейшим элементом правового сознания, - считает Б. Т. Лихачев, - являются нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно­ правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотическое эмоциональное переживание. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случае нарушения закона. Чувство страха возникает в человеке, утратившем совесть, преступившим закон, осознавшем неотвратимость наказания. И хотя это чувство не представляет собой социально-духовной ценности, оно способно удерживать молодежь в рамках закона" [91, с. 244]. Третьей задачей правового воспитания школьников является выработка практических умений и навыков правового поведения в обществе (школе, семье, на улице, в общественных местах и т. д.). Важной задачей правового воспитания является формирование нетерпимого отношения к нарушителям законов и правопорядка, активное противостояние им. Ученики должны понять, что законы могут быть, с их точки зрения, хорошими и плохими, но любой закон следует выполнять. А если тот или иной закон действительно плох, то за его улучшение или отмену нужно бороться правовым путем, активно участвуя в общественно-политической жизни страны: выборах депутатов в федеральные законодательные органы, в органы регионального самоуправления, референдумах, проводимых в стране и т. д. В советское время ученые и педагоги уделяли самое серьезное внимание правовому воспитанию школьников. Однако на содержание правового воспитания накладывал отпечаток характер тоталитарного государства с его ярко выраженным классовым подходом в оценке всех правовых, социально- экономических явлений, происходивших в обществе. В 30-50-е годы в школах изучался курс "Конституция СССР" ("сталинская Конституция"), часть уроков которой отводилась на изучение правовых вопросов; с 70-х - факультативный курс "Основы советского законодательства”; в 1975 году был введен курс "Основы Советского государства и права" (преподавался до конца 80-х годов). В 70-80-е годы в теории правового воспитания школьников широко была распространена идея необходимости развития правоохранительного движения подростков. Особенно убедительно она воплотилась в такой интересной 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz