Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

4. Правовое воспитание школьников - одно из важнейших направлений формирования гражданственности детей В период становления гражданского общества исключительно актуальным становится правовое воспитание школьников и молодежи. Воспитать гражданина - это значит подготовить ребенка пользоваться правами и выполнять обязанности в своем государстве. "Цель права, как и других норм общественного поведения, по мнению И. А. Ильина, состоит, прежде всего, в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей. Право достигает этого тем, что указывает людям обязательные для них пределы их внешней деятельности" [61 , с. 81]. "Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе" [61, с. 82]. Правовое воспитание школьников - это широкий комплекс учебно- воспитательных, организационных, массовых и индивидуальных мероприятий, направленных на повышение правосознания и правовой культуры школьников. Цель правового воспитания - формирование правовой культуры школьников, воспитание законопослушных и политически активных граждан, умеющих отстаивать свои права и интересы на основе существующего законодательства. Становление правовой культуры личности означает приобщение ее к ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой сфере. Правовая культура личности выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения. "Правовая культура общества в качестве составных элементов включает юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности, правовую психологию, обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям, объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны" [177, с. 8-9]. Правовая культура - важнейший элемент общей духовной культуры. Ее основа закладывается в школе. В Законе Российской Федерации "Об образовании” названо в качестве принципа государственной политики в области образования "Воспитание гражданственности... уважения к правам и свободам человека..." В статье 14 "Общие требования к содержанию образования" записано: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального процесса общества и должно быть ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности; - создание условий для ее самореализации; - развитие общества; - укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества" [2, с. 15]. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz