Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
и психолог (кандидат психологических наук) Б. В. Ничипоров в книге "Введение в христианскую психологию" пишет: "Наивно полагать, что все же наступят такие времена, когда люди перестанут воевать. Это наивная и к тому же вредная утопия. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего - фундамент характера мальчика. Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, - начиная от спортивных секций и кончая летними спортивными лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т. п.). Характерным свойством русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми. Традиционно русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество - это жертвенность, "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих", - говорит Господь. Презрение к смерти, стояние до конца за свой народ - вот признаки русского воинства. Немаловажным здесь же является воспитание дисциплинированности, послушания и забвения себя, без которых немыслимы ни армия, ни Церковь. Недаром формированием русского мужчины всегда занимались монастырь и армия. Более того, армейская дисциплина, где послушание всегда было без ослушания, в своих дисциплинарных нормах всегда калькировала монастырь" [144, с. 155-156]. Православная церковь сегодня практически решает задачу воспитания православных мальчиков в духе русского воинства. В Детском Православном Центре "Новая Корчева” в Канакове данная задача реализуется в детских трудовых летних школах, в работе капеллы мальчиков в группе мальчиков- алтарников в храме, в сотрудничестве с детской школой борьбы, где установка на готовность и дисциплину общеизвестна. Интересный опыт военно-патриотического воспитания имеет Трифомо- Печенгский монастырь на Кольской земле. Под руководством игумена Аристарха в летние каникулы для школьников создается военно-спортивный лагерь, ведется секция "русского кулачного боя" и т. д. Таким образом: - основные методы, формы и содержание военно-патриотического воспитания школьников сформировались в 30-е годы и годы Великой Отечественной войны под влиянием военно-политической обстановки в мире и международного положения СССР. Эффективность этой работы проверена в суровые годы войны; - в настоящее время по-прежнему существует объективная необходимость организации в школах системы военно-патриотического воспитания школьников в урочной и внеклассной деятельности, создающей условия для подготовки школьников и молодежи к выполнению гражданского конституционного долга по охране и защите российского государства, а также с целью удовлетворения в потребности желающей молодежи в получении военных и военно-прикладных профессий, в которых нуждается государство; в организации военно-патриотического воспитания школьников необходимо избегать стереотипных ошибок "доперестроечного времени". 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz