Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

фарватер от мин. Вдруг раздался страшный взрыв, зарево огня на миг ослепило людей, один из тральщиков раскололся надвое и стал тонуть. К гибнущему судну подошел корабль охранения, но тоже взорвался. Оказалось, их атакует "волчья стая" - группа немецких подводных лодок, расположившихся по курсу движения. Корабли охраны начали сбрасывать глубинные бомбы, стремясь потопить субмарины или, по крайней мере, отогнать их. В составе конвоя был большой транспорт "Мария Раскова". Одна из немецких торпед угодила в его борт, к счастью, в отсек, где лежали мешки с мукой. Они-то и спасли судно, так как мука частично залепила пробоину. Транспорт потерял скорость, но в сопровождении тральщика сумел дойти до базы своим ходом. В этом бою наши потеряли два корабля, но и одна из вражеских подводных лодок была потоплена. Дедушка был участником трагического конвоя PQ-17. Дедушка никогда не был профессиональным литератором. Но способности к поэтическому творчеству у него, конечно, были. Первые стихотворения публиковались местными газетами. Композитор С. Заславский на его стихи написал песни "Шумит седой океан" и "Возвращение". Вскоре появился первый поэтический сборник ’’Синий штурман” ... Я держу в руках маленькую книжку. С первой страницы смотрит на меня красивый морской офицер. Это мой дед - поэт и командир боевого корабля, защищавший нашу Родину от фашистов" [80]. Конечно, для военно-патриотического воспитания были характерны недостатки, свойственные всей системе внеклассной и внешкольной работы советского времени: формализм, показуха, принудительный характер ее организации, неумение учитывать индивидуальные запросы детей и т. д. Однако перечисленные недостатки не умаляют полезность и значимость этой работы. Отказ от классового подхода в воспитании детей, от воспитания на ненависти, признание приоритета общечеловеческих ценностей уже сейчас дают определенные позитивные результаты. Эти позитивные процессы в корне изменили наши подходы к использованию в обучении и воспитании материалов Великой Отечественной войны. Значительные изменения произошли в содержании исторического образования, что накладывает отпечаток на всю воспитательную работу школы. Сегодня изучаются не только героические, но и трагические страницы истории. Это не принижает роль победы, а показывает ее подлинную цену. Г. Н. Филонов обращает внимание на то, что "в курсах отечественной и всеобщей истории феномен гражданственности полезно рассматривать также в контексте освоения учащимися основных идей и принципов с позиций Всеобщей декларации прав человека. Изучая историю и обществоведение, школьники развивают представления в духе нормативных актов государственной власти, уважительного отношения к законам государства, различая понятия "равенство" и "равноправие”, "свобода" и "анархия", углубляя свои представления о положении личности в различных цивилизациях, о гражданской ответственности, гражданском самосознании и толерантности в условиях поликонфессионального общества" [168, с. 28]. Новые подходы к содержанию материала Великой Отечественной войны, изучаемой в региональных учебных пособиях, рассмотрим на примере книг, изданных в Мурманской области. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz