Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
оказывает, что нет хороших и плохих форм воспитательной работы. Все зависит от мастерства организаторов воспитательных мероприятий. Классный руководитель Л. И. Горелова рассказывает: "Навсегда запомнился мне и детям митинг, посвященный 50-летию изгнания фашистских захватчиков с Кольской земли, который состоялся у памятника морякам тралового флота, защитникам Заполярья. На митинг был приглашен ветеран войны и труда, бывший работник тралового флота С. И. Кулешов. Присутствовали все ученики со своими родителями, младшими и старшими братьями и сестрами. Когда отзвучала музыка, выступил наш гость. Он говорил о том, что хорошо знал многих из тех, кому воздвигнут этот памятник, и тогда, перед войной, он совсем не мог предположить, что наступит вот такая минута, когда о них, о его товарищах надо будет говорить как о погибших, как о героях. Сказал он эти слова и, как говорят, "комок в горле застрял”, не мог больше проронить ни единого слова. Стоял и плакал. Стояли и плакали и мы, все присутствующие: малыши, старшеклассники, взрослые. И как клятва прозвучали слова Ольги Бергольц: Я клянусь так жить и так трудиться, Чтобы нашей Родине цвести, Чтоб вовек теперь ее границы Никаким врагам не перейти. Я клянусь! Прочитала я эти стихи и вдруг слышу голос 5-летнего малыша: "Клянусь!" И тут же школьники, не все сразу, а друг за другом: "Клянусь! Клянусь!". И родители: "Клянусь! Клянусь! Клянусь!" Возложили цветы, их было целое море (все пришли с цветами), и растроганные потихоньку разошлись по домам" [66, с. 29]. Особенно важно для процесса воспитания патриотизма, чтобы ребенок не только умом, но и сердцем познал те страницы отечественной истории, активными участниками которых были его близкие родственники. В декабре 1994 года редакция газеты "Мурманский вестник" провела конкурс школьных сочинений на тему "О чем рассказал мне дед...". Учащиеся многих школ и гимназий откликнулись на этот творческий конкурс, посвященный 50-летию разгрома фашистов в Заполярье. Сочинения победителей были опубликованы на страницах областной газеты. Это прекрасный пример того, как средства массовой информации могут помогать школе и семье в формировании патриотизма детей. Победитель конкурса, ученик 8-го класса школы-гимназии № 8 г. Мурманска Сергей Кондратьев, сочинение, посвященное памяти деда, назвал "Морской офицер, защитник Родины, поэт". Вот несколько отрывков из этого прекрасного рассказа: "...Накануне войны мой дедушка Марк Исаевич Рейтман окончил Высшее военно-морское училище имени М. Фрунзе в Ленинграде. И сразу война, направление на Северный флот, боевые корабли-тральщики, участие в проводке конвоев, отражение атак врага с воздуха и из морских глубин. У нас есть фотография, на которой дедушка в 1942 году (он тогда был штурманом) снят со своим боевым командиром 3. С. Рашевым, и у дедушки на кителе - орден Отечественной войны и медаль "За боевые заслуги". Позже он стал командиром тральщика. Я расскажу лишь о нескольких трагических эпизодах войны, участником которых был мой дедушка. Однажды корабли сопровождали группу с людьми и продовольствием на остров Диксон. Тральщики шли впереди, расчищая 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz