Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

время бомбежки в Ленинграде, поэтому Саша, дескать, убежал на фронт мстить фашистам... Ему даже пришлось "отказаться" от еврейской фамилии отца... Во всех публикациях доперестроечного времени обычно умалялись достоинства наших противников, помощь союзников по коалиции, замалчивались их боевые успехи, а наши - ошибки и просчеты. Значительно возросли потенциальные возможности военно- патриотического воспитания школьников с существенными позитивными изменениями в содержании новых учебников по отечественной истории. В настоящее время - вместо преобладающих ранее односторонних "черно-белых" оценок исторических событий, явлений, личностей во многих современных учебниках даются различные оценки и подходы; - произошел отказ от господствующей прежде трактовки классовой борьбы как единственной силы развития общества; - определилось стремление большей части авторов к объективности, к взвешенным и всесторонним оценкам; - в известной мере преодолен взгляд на исторические события исключительно через призму современной политической жизни; - изменились приоритеты в выборе объектов описания и анализа, проблематики учебников, больше внимания стало уделяться духовной жизни общества и человека, традициям, культуре; - наметилось преодоление схематического толкования истории как сугубо поступательного (прогрессивного) процесса. В. А. Караковский делится своим опытом патриотического воспитания помощью Отечественной истории: "Мы, например, большое значение придаем эмоционально-практическому приобщению растущего человека к историческим святыням Отечества. Вообще историю нельзя познавать только через книгу, фильм, наглядное пособие. За десять школьных лет, по нашим замыслам, каждый ученик проходит по маршрутам, связанным с историческим прошлым своей страны, начиная с Красной площади, городов Золотого кольца и кончая Мамаевым курганом и Пискаревским кладбищем. Когда в школе падает настроение и начинает "заедать" повседневная обыденность, мы проводим какое-либо яркое массовое действие. Например, снимаем уроки и вывозим школу в Дубосеково, к величественному мемориалу защитникам Москвы. Старшеклассники возлагают гирлянду Славы на могилу героев-панфиловцев, дают клятву верности, все вместе посещают местный музей, малыши и подростки с интересом разбредаются по старым, заросшим солдатским окопам. К вечеру все, просветленные, переполненные впечатлениями, возвращаются домой" [69, с. 57]. Действительно, "ни одна форма поведения, - утверждал Л. С. Выготский, - не является столь крепкой, как связанная с эмоцией... Ни одна моральная проповедь так не воспитывает человека, как живое чувство..." [41, с. 78]. Творчески работающие учителя города Мурманска умели и умеют учить чувствовать, и использовать эмоциональную сферу ребенка в патриотическом воспитании. Например, во 2-й гимназии г. Мурманска существует традиция проведения митингов у памятников боевой славы. Сегодня у некоторых учителей, родителей, детей слово "митинг" вызывает ассоциации, связанные с чем-то скучным, формальным. Однако практика педагогической деятельности 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz