Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

при смекалистом старшине - вот фигура еще не исследованная в истории - солдат был сыт, а офицеры пьяны). История не плохо описала активное состояние войны - битвы, сражения, наступления, атаки, бои, но почти не затронула солдатскую жизнь в обороне. А тут ведь еще есть что исследовать: обустройство позиций (окопы, узлы, связь и т. д.), блиндажей, землянок. Почему немцы у нас на Севере жили и воевали в более комфортабельных условиях - у них были обустроенные теплые блокпосты и блиндажи, канатные дороги, имелись передвижные электростанции, парикмахерские, магазины, кино, а русские обустраивались кое-как? Мы ничего не пишем о проблеме секса и отношении солдат и офицеров к женщине в военной форме; о настроении солдат, судя по переписке с родными и близкими; о разном отношении к политработникам и старшим командирам; о солдатском видении страшных сталинских приказов № 227 и 270, о штрафных ротах и батальонах; о деятельности "Смерша" в отдельно взятом соединении или части; о реакции на введение погон в 1942-1943 годах; об отношении военных к трофеям; о вшивости, болезнях (особенно венерических) и борьбе с ними [71, с. 12]. Существует еще одна проблема в использовании краеведческого материала по истории войны в гражданском воспитании школьников - соблюдение принципа научности. Общеизвестно, что история России в послереволюционный период была в значительной мере фальсифицирована. Однако многочисленные исторические издания: монографии, учебники и учебные пособия для студентов, учителей, старшеклассников, вышедшие в свет последние годы позволили устранить этот недостаток. Сложнее это сделать в краеведческой литературе, которая издается редко, маленькими тиражами. Анализ боев в Заполярье показывает, как и зачем фальсифицировались исторические факты. Иногда из самых благих намерений, для того чтобы поднять дух защитников Мурманска. Например, широко известно на Кольской земле прославленное воинское соединение - 6-я батарея 143-го артполка. Ее воины в жестоких сентябрьских боях 1941 года ценой своих жизней задержали наступление горных егерей на Мурманск. Подвиг 6-й батареи (ей присвоили наименование героической) навсегда вошел в историю защиты Кольского края. Но командир полка Г. Я. Палий в книге воспоминаний "Солнце в ночи" рассказывает о том, как артиллеристы уже в первый день войны залповым огнем из винтовок и очередями пулеметной установки сбили фашистский самолет, и однажды, заметив в море вражескую подводную лодку, потопили ее. Все это были выдумки, но с точки зрения политработников такие "факты" поднимали моральный дух бойцов [122]. Хорошо известен на Севере подвиг юнги Саши Ковалева. Он служил мотористом на катере. Во время боя, когда был пробит коллектор двигателя и катер стал терять скорость, юноша своей грудью закрыл пробоину, из которой вырывался горячий пар и масло, и этим спас судно, получив тяжелые ожоги. На другой день Саша трагически погиб. Но все авторы публикаций связывали его смерть с подвигом в бою. Мало этого... Так как родители Саши были репрессированы, ему была придумана новая "биография" (не мог же сын врагсв народа быть героем), по которой отец мальчика погиб на фронте, а мать - во 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz