Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Но особенно велика роль в этом направлении гражданского воспитания школьников истории Великой Отечественной войны. Это обусловлено следующими обстоятельствами: наша страна внесла решающий вклад в разгром фашистской Германии; СССР понес огромные жертвы (людские, материальные, духовные). Тридцать миллионов погибших - это еще не окончательная цифра потерь. Поисковики и сегодня собирают незахороненные останки советских солдат. Из призывников 1923 года рождения погибло 97%. В нашей стране нет семьи, где бы близкие или дальние родственники не понесли утрат. "Гитлеровцы разрушили 1710 советских городов, поселков городского типа и более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов. Они подорвали 65 тысяч километров железных дорог, испортили и вывезли 16 тысяч паровозов и 428 тысяч вагонов. В целом материальные потери Советского Союза составили около 2 триллионов 600 миллиардов рублей" [34, с.7]. Не случайно в федеральном компоненте содержания исторического образования значительное место отводится истории Великой Отечественной войны, особенно в учебных планах гуманитарных гимназий, колледжей, школ с историческим профилем. Уже в первые годы обучения младшие школьники получают элементарные сведения о Великой Отечественной войне из рассказов, помещенных в учебных книгах "Живое слово", "Родное слово" (для 1-2 классов). В пропедевтическом курсе истории, который с 1995/96 учебного года изучается в начальной школе, есть тема "Священная война". Она включает пять уроков, отражающих самые важные страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: начало войны, Москва и Ленинград в годы войны, битва на Волге, наступление на Берлин и великая Победа. В соответствующем курсу учебнике материал излагается в виде рассказов с яркими эпизодами войны. Системное и целостное изучение темы предпринимается в старших классах, где вопросы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны стоят в ряду узловых проблем базовых курсов мировой и отечественной истории XX века. Нельзя строить иллюзии о том, что история Отечественной войны достаточно полно и теперь уже (точно!) объективно отражена в многочисленных монографиях, сборниках документов, в вузовских учебных пособиях, в многочисленной мемуарной литературе. Думается, тема Великой Отечественной войны неисчерпаема, так же как и ее воспитывающий потенциал. Автор ряда интересных книг о войне в Заполярье профессор А. А. Киселев справедливо пишет: "Нам, историкам, надо больше писать о деталях солдатского быта - как и во что был одет солдат зимой и летом, в начале войны и в конце (где встретишь упоминание о шикарных английских шинелях в Красной Армии?); как обут (я до сих пор по ночам вижу ботинки с обмотками, как будто обмотки сбились под портянки (о носках тогда не мечтали), попал грязный снег и у меня замерзают ноги. Вспоминаю и американские ботинки красного цвета, которые "распухли" после дождя и сырости). Надо изучить, как питался солдат в окопах, в ближнем тылу (рацион не отличался разнообразием: кое-какой суп, на второе - каша, на третье - чай. Но 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz