Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Проблема гражданского воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогики. Проблема гражданского воспитания детей издавна волновала выдающихся мыслителей, педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей различных стран мира. Платон считал одной из главных функций государства воспитание "Хороших граждан", которые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать свое поведение. Философ был убежден: правильно решить проблему воспитания можно только с установления справедливого государственного строя. Поэтому наиболее подробно и специально проблема воспитания рассматривается им в диалогах ''Государство" и "Законы". Платон под воспитанием понимает "то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать" [130, с. 218]. В “Законах" ученый рассматривает не только правовые аспекты, которым должно следовать государство (правители), но и нравственные, связанные с поведением граждан. Он считает: "Во главе всех благ как для богов, так и для людей стоит правда. Кто хочет быть счастливым и блаженным, тот с самого начала должен быть ей причастен... Кто не совершает несправедливости - почетен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет ее совершать [130, с. 203]. Платон считает, что все граиедане государства должны иметь хорошее правовое образование: "Будущие избиратели должны быть хорошо воспитаны в духе законов, чтобы путем порицания или одобрения либо выбрать либо отвергнуть избираемого - смотря по заслугам каждого. И разве смогут безупречно выбрать должностных лиц люди, лишь недавно собравшиеся вместе, не знающие друг друга да и к тому же и лишенные воспитания?" [130, с. 225]. Аристотель в знаменитом трактате "Политика” дал описание идеального ("желательного") государственного устройства и раскрыл понятие "хорошего гражданина". Он задает вопросы: "Что делает человека гражданином? Что делает человека хорошим гражданином? На первый вопрос он отвечает так: "Гражданство родителей, членство в политическом обществе и разделение его законодательных и исполнительных функций, пользование конституционными правами участия в законодательной и исполнительной власти" [16, с. 418]. Отвечая на вопрос "Что делает человека хорошим гражданином, Аристотель прибегает к образному сравнению. "Матросы образуют команду корабля так же, как граждане - государство. Они отличаются друг от друга своими способностями и исполняемыми ролями (гребец, лоцман, впередсмотрящий и т. д.). Значит, граждане тоже могут отличаться специфическими функциями в обществе и государстве. Хорошего моряка можно определить по тому, как он выполняет свои обязанности и как он способствует безопасному плаванию. Конченая цель государства не сводится к сохранению жизни граедан, они должны стремиться к достижению человеческого совершенства. Хорошего гражданина можно определить по и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz