Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Введение краеведческого материала в целый ряд предметов позволило обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, расширить знания учащихся истории и культуры края, традиций и обычаев Крайнего Севера; важное место занимает интеграция учебных предметов и исследовательская работа, итогами которых стали ежегодные учебно­ практические конференции, создание учителями географии, биологии совместно с учащимися школьной экологической тропы; создание в школе кабинета-музея регионального образования. Уже видны результаты нашей работы. Школа стала победителем городского конкурса “Познай свой край", призером городского конкурса видеофильмов "Природа - наш общий дом", заняла второе место в городском конкурсе "За лучшую учебно-исследовательскую работу по экологическому воспитанию учащихся". Школа заключила договоры о сотрудничестве с санкт-петербургскими высшими военными училищами связи и радиоэлектроники ПВО. В 1996 году в школе был создан военно-технический класс из 28 юношей школ Кольского района, пожелавшими стать офицерами. В 1999 году создано уже три военно­ технических класса. Внеклассная работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся осуществляется через систему уроков мужества, экскурсий, военно-спортивных соревнований, праздников. Мы установили и поддерживаем связи с воинами Вооруженных Сил, бывшими учениками школы, Мурманским городским военкоматом, войсковыми частями, с тяжелым атомным крейсером "Адмирал Нахимов". Воины - частые гости в школе" [22, с. 43-44]. 19 ноября 2002 года в школе прошел праздник посвящения 60 мальчишек учеников пятого и десятого классов, в морские кадеты. Пятый кадетский класс стал классом с продленным днем обучения. Кроме программы средней общеобразовательной школы здесь изучают новый предмет - историю Военно- Морского флота России. Два раза в неделю юных кадетов в Первомайском доме творчества обучают танцевальному искусству. Большое место в программе подготовки будущих защитников Отечества занимает спорт: плавание, стрельба, лыжный спорт и биатлон. Для кадетов разработана хорошо продуманная система патриотического воспитания". Опыт работы СШ № 19 показывает, как можно в новом качестве возродить прекрасные традиции военно-патриотического воспитания школьников. Кадетские классы созданы в школах № 3 и № 28 г. Мурманска и в ряде других школ области. В апреле 1996 года Мурманска СШ № 3 обратилась к командующему Арктической группой пограничных войск РФ генерал-лейтенанту К. К. Плешко с просьбой оказать содействие в открытии профильного 10 класса с ориентацией на службу в пограничных войсках и поступление в военные институты, и 1 сентября 1996 года такой профильный класс был открыт. Согласно договору пограничный отряд выделяет ответственного офицера для проведения учебных занятий, два раза в год (осенью и весной) проводятся учебно-полевые сборы (11 класс - с выездом на погранзаставу), где на высоком профессиональном уровне организуется практическое обучение. Каждый год на заставе выпускники постигают азы будущей военной специальности, учатся 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz