Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

требовательность), "Звездочка", "Мир и солидарность". Маршрут создавал условия для включения детей в разнообразную познавательную и поисковую деятельность, которая носила ярко выраженный общественный характер и сыграла, безусловно, положительную роль в гражданском воспитании детей. Приведем лишь один пример, свидетельствующий о серьезной работе Министерства просвещения СССР, Центральной детской экскурсионно­ туристской станции со школьниками-поисковиками. К разработке пятого этапа экспедиции "Моя Родина СССР (1984-1986 гг.), посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне они привлекли к сотрудничеству для составления заданий экспедиционным отрядам Центральный музей революции СССР, Музей К. Маркса и Ф. Энгельса, Государственный исторический музей, Музей М. И. Калинина, Народный музей Н. К. Крупской, Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Советский комитет ветеранов войны, ЦК ДОСААФ СССР, Метрострой, кабинет истории Московского городского Дворца пионеров и школьников, Центральный архив ВЛКСМ. Огромную роль в военно-патриотическом воспитании играл ДОСААФ, который справедливо называли "подготовительным классом молодежи для осуществления почетной обязанности - прохождения воинской службы" [77, с. 27]. ДОСААФ имел прекрасную материально-техническую базу и давал возможность юноше бесплатно овладеть той или иной воинской профессией, что ускоряло его адаптацию к службе в армии. Нередко с этой профессией молодой человек связывало свою жизнь и после службы в армии или военно- морском флоте. В 70-80-е годы в школах страны были широко распространены военно- спортивные игры, которые помогали учителям и воспитателям успешно решать многие задачи и военно-патриотического, и нравственного воспитания. Особенно любили дети игру "Зарница", в которой участвовали миллионы школьников. В конце 80-х - начале 90-х годов в научной и особенно в публицистической литературе активно муссировалась мысль о том, что в связи с потеплением международного климата, процессом разрядки, проходящем в мире, необходимо отказаться от этого направления воспитательной работы со школьниками и молодежью. По всей стране, в том числе и в Мурманской области, стали свертывать военно-патриотическое воспитание школьников: поисковую работу, шефство над воинскими захоронениями, закрылся ряд школьных музеев боевой славы и т. д. Однако очень скоро не только работников системы образования, но и местные органы власти стали понимать, что "вакуум" в воспитании ведет к огромным негативным последствиям. Да и международные события, связанные с укреплением позиций НАТО в Европе, события в Ираке, Югославии показали, признавая общечеловеческие ценности, говоря о правах человека, все государства имеют и отстаивают, в том числе и военным путем, свои геополитические интересы. Поэтому со второй половины 90-х годов в России стали целенаправленно организовывать, возрождать в новом качестве различные формы военно-патриотического воспитания школьников и молодежи. Так 24 сентября 1998 года Мурманская областная Дума приняла постановление "О комиссии Мурманской областной Думы по содействию 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz