Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Наибольшего развития в нашей стране (тогда еще в СССР) военно- патриотическое воспитание достигло со второй половины 60-х годов до первой половины 80-х годов. Это было обусловлено следующими обстоятельствами: усиливающимся противостоянием двух мировых общественных систем и обострением идеологической борьбы; активной ролью государства в организации военно-патриотической работы среди школьников и молодежи; (через военные комиссариаты, местные Советы, Министерство обороны и Министерство просвещения, ДОСААФ и др.) и общественных организаций (комсомол, профсоюзы, общество "Знание", Педагогическое общество, Общество охраны памятников истории и культуры, Советами ветеранов и т. д.); укреплением материально-технической базы школ и внешкольных учреждений системы народного образования; накоплением и обобщением передового педагогического опыта военно- патриотического воспитания школьников и молодежи. И как результат всего этого массовой, подлинно народной становится поисковая работа, объединившая людей разного возраста, разных профессий, разного социального положения. В этот период возникли и получили массовое распространение такие формы воспитательной работы, как смотры строя и песни (школьники в праздники День Победы, День рождения Советской Армии и Флота и др. в одежде тех или иных видов войск и флота с песней маршировали и выполняли строевые команды), военно-спортивные лагеря, военные игры "Орленок", "Зарница", "Зарничка", спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта, система мероприятий и соревнований - школьных, городских, областных - по сдаче комплекса на значок ГТО (готов к труду и обороне) и т. д. Когда военно-патриотическим воспитанием занимались увлеченные педагоги, высокого профессионального уровня, школьники много получали в плане нравственного воспитания: формировались коллективистские качества личности, гражданственность, усваивались многие необходимые в жизни умения и навыки, дети познавали себя, свои физические, психические возможности и т. д. Многие формы военно-патриотического воспитания школьников целесообразно возродить и развивать сейчас с учетом особенностей нашего времени: массовую поисковую работу, итогом которой становилось увековечение памяти погибших в годы войны защитников нашего Отечества (составление списков, изготовление мемориальных досок, памятников, обелисков), создание прекрасных школьных музеев боевой славы. Вспомним, сколько добрых, бескорыстных дел на счету тимуровского движения, поисковых операций "Память", "Забота", "Орден в вашей семье" и т. д. В это трудно поверить, но был период, когда школьники-поисковики делали для увековечения памяти погибших защитников Родины больше, чем государство... Приведем лишь один пример такой деятельности с помощью эмоционального рассказа в сочинении-миниатюре, написанном школьником- поисковиком, "Красиво жить - не просто звук пустой". "...Застыли, склонив головы, только что азартно работавшие ребята. "Помни, - написано на обелиске, возвышающемся между двумя перекосившимися пирамидками из потрескавшегося от времени дерева. Мы 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz