Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Первое направление работы является самым сложным и в то же время в большей степени успешность морально-психологической подготовки школьников зависит от семьи, школы, учреждений дополнительного образования, так как именно в этой работе существует много психолого­ педагогических аспектов. На наш взгляд, моральная подготовка - это: осознание школьником государственных интересов страны, понимание политики правительства в военном строительстве, сущности и характера войны; формирование гордости и уважения к армии, боевым традициям, военной профессии. Психологическая подготовка предполагает: формирование у школьников волевой настойчивости (достижение цели, несмотря на препятствия); выработку способности действовать точно и решительно; формирование умений и навыков саморегуляции, самконтроля; формирование психологической готовности работать на боевой технике. Физическая подготовка - это: выработка устойчивости к перегрузкам, укачиванию, перегреванию и т. д. Техническая подготовка предполагает: получение учащимися представлений о военной технике, ее возможностях, современном техническом обеспечении Вооруженных сил; формирование готовности овладения одной из военно-технических специальностей; развитие военно-прикладных, технических видов спорта. Решаются эти задачи: а) в процессе изучения основ наук непосредственно на уроках; б) во внеклассной работе непосредственно в школе; в) во внешкольной работе силами школ и учреждений дополнительного образования. Богатый материал по формированию патриота Отечества дают уроки литературы, истории, факультативы по историческому краеведении. Преподавателями МГПИ и МОИПКРО разработаны интересные программы факультативов и спецкурсов по истории и культуре края. Правильно делают учителя, которые при изучении программного материала делают акцент на такие вопросы, как "Физика в военном деле", "Химия в военном деле", "Атомное, биологическое оружие как оружие массового поражения", "Экологические последствия военных действий", "Математика в военном деле", не исключают из программы на уроках музыки разучивание песен патриотической тематики, на уроках ИЗО - рисование символов, атрибутов Вооруженных Сил, военной техники и т. д. Очень серьезно относился к военно-патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинский. Он писал сыну-студенту: "Вы изучаете военное дело - надо со всей серьезностью относиться к этому предмету. Каждому из нас, мужчин, надо твердо помнить - у меня две специальности: первая - то ли учитель, то ли агроном, инженер..., а вторая у всех одна и та же - защитник Родины" [157, с. 59]. не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz