Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

В канун Великой Отечественной войны родилось тимуровское движение - массовая патриотическая игра пионеров и школьников. Первые тимуровские команды возникли в школах Полярного, Кандалакши, где сложилась наиболее крепкая дружба у пионеров с военными. 14 февраля 1939 года ЦК ВЛКСМ, Центральный Совет ОСОАВИАХИМа и Исполком Красного Креста и Красного Полумесяца объявляют о проведении Всесоюзных соревнований пионеров и школьников. В основу этих соревнований положено требование выполнить нормативы на значки: "Ворошиловский стрелок", "Юный ворошиловский стрелок", "Готов к санитаркой обороне". В 1940 году был введен новый значок "Юный моряк". Его мог получить каждый пионер и школьник, сдавший специальные нормы. Одними из первых сдавали нормы учащиеся школ пос. Дровяное и пос. Роста, с которыми занимались североморцы. В 1940 году широкой популярностью среди школьников начинают пользоваться кружки юных осводовцев. В программу кружка входило военно- морское дело, классификация военно-морских кораблей, морской компас, флажковая и семафорная сигнализация, такелаж (изучение морских узлов, понятий о тросах и т. д.). Первые такие кружки были созданы в школах № 1, 3, 4 Мурманска. 26 ноября 1940 года на страницах газеты "Пионерская правда" был опубликован приказ № 1 Главного штаба пионерской военно-спортивной игры. В школах, пионерских дружинах начали создаваться отряды юнармейцев. Игры состоялись в зимние каникулы. Александр Петрович Буланов, пионер 1932- 1940 годов, из школы № 17 Мурманска, рассказывает: "К игре готовились долго и тщательно. Военные изучали с нами топографию, строевую подготовку, учили ходить на лыжах, делать пулеметы-трещалки, сигнализацию и связь. В ходе подготовки к игре проводились пешие и лыжные походы"1. М. А. Погодин, видный организатор народного образования Кольского края (директор ряда школ, он много лет возглавляя Мурманский областной институт усовершенствования учителей) вспоминает: "Школы области самым серьезным образом занимались военно-патриотическим воспитанием. Осенью с субботы на воскресенье мы практиковали походы с "ночевкой". В них участвовали все ученики школы с пятого класса. Никакого туроборудования не было. Ночью пели у костров (проводили конкурс революционной песни). Днем соревнования по военно-прикладным видам спорта и военные игры" [54, с. 113]. Сам Михаил Андреевич был организатором, вдохновителем и непременным участником этих походов, хотя имел тяжелое хроническое заболевание. В конце первого полугодия 1940/41 учебного года в школах города Мурманска проводилась военная игра "На штурм", в которой участвовало более 5000 учащихся. 14 января 1941 года состоялся общегородской парад юнармейцев, в котором участвовало 1500 учеников. Большую помощь в организации военных игр оказывали части красной Армии и органы милиции. Довоенная школа, несмотря на все недостатки системы народного образования, рожденные природой тоталитарного государства, благодаря усилиям учителей воспитала настоящих патриотов. Выпускники 30-х годов вынесли на себе войну, оставшиеся в живых поднимали страну. В августе 1945 года нарком просвещения РСФСР В. П. Потемкин справедливо сказал: "Все мы с гордостью осознаем, что доблестными ' ГАМО ф. 90, оп. 1, д.82, л. 13. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz