Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
С 1925 года краснофлотцы посещают пионерские сборы, занятия кружков, проводят беседы с ребятами на военно-морские темы. Пионеры - частые гости на военных тральщиках № 15 и 21, посыльном судне "Соколица". Моряки- пограничники и школьники систематически обмениваются книгами и стенными газетами. По заданию губернского бюро юных пионеров отряд к 7-й годовщине Красной Армии собрал библиотеку, фотографии, плакаты, рисунки об Армии, подготовил концерт для военморов и их семей, в котором исполнялись революционные песни, стихи, вольные упражнения. Летом 1925 года для группы пионеров, отдыхающих под Ленинградом на первой пионерской даче, моряки-пограничники сшили специальную форму1. В июле 1927 года в стране происходит "Неделя обороны СССР". Пионеры участвуют в стрелковых соревнованиях, изучают топографию, сигнализацию флажками, правила противовоздушной и химической обороны. В 30-е годы возникают новые формы сотрудничества и взаимопомощи Красной Армии и Военно-Морского флота. Главным содержанием военно- патриотического воспитания школьников стало знакомство их с военной техникой через организацию технических кружков, секций, экскурсий, выставок и др. Прочно входят в жизнь детские спартакиады, массовые военно-спортивные игры, смотры творчества ребят, физкультурные праздники, стрелковые состязания, слеты юных авиастроителей, создаются военные уголки, проводятся вечера, посвященные Красной Армии, организуются группы самозащиты, авиамодельные кружки и т. д. Во всех этих мероприятиях активно участвуют военные моряки. Так, в Мурманске в 1939/40 учебном году они вели 18 стрелковых кружков, проводили районные и городские стрелковые соревнования, обеспечивали школы наглядными пособиями по стрелковому делу2. В школе № 20 военнослужащие, помогая учителям готовить учащихся к сдаче норм ГТО, ПВХО, на значок "Ворошиловский стрелок", организовали соревнование между классами на лучшее изучение оборонного дела, создали группу самозащиты, провели 6 общешкольных учений ПВО. В результате 486 учащихся 5-10-х классов получили оборонные значки и удостоверения3. Примером активного участия военнослужащих в подготовке молодежи к призыву в Армию и Военно-Морской флот накануне Отечественной войны может служить воинская часть, шефствовавшая над школой № 19 Мурманска. Учащиеся старших классов этой школы под руководством моряков глубоко изучали военное дело, уставы РККА, овладевали искусством стрельбы из винтовки и пулемета, учились метать гранату, почти все сдали нормы на оборонные значки4. Учитывая опыт войны с белофиннами, тревожную обстановку на Западе, местные органы власти стали придавать особое значение военной подготовке школьников. Накануне Великой Отечественной войны в 1940 году более 8 тыс. учащихся школ области занимались в различных оборонных кружках, готовясь к службе в рядах Красной Армии и флота. Каждый второй кружок работал под руководством краснофлотцев и красноармейцев. ’ ГАМО, ф. 209, оп. 14, д 8, л. 9. 2См.: ГАМО. ф. 394, 0 ( 1 . 1, д. 77, л. 39. 3См.: ГАМО. ф. 398, ол. 4, д. 17, л. 9. * См.: ГАМО. ф. 401, ОП. 22, д. 8, л. 46. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz