Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

В подготовке молодежи к защите Родины важная роль отводилась школе. Цель военно-патриотического воспитания - формирование у молодежи готовности к защите Отечества. "Военно-патриотическое воспитание школьников и молодежи - это стройная система хорошо продуманных и педагогически обоснованных с учетом возрастных и психологических особенностей детей мероприятий, посредством которой решалось три основных задачи: психологической подготовки к службе в армии, физической подготовки (военно-спортивные виды деятельности), начальной военной подготовки (осуществлялась на уроках НВП)" [52, с. 80]. Уже в 20-е годы советское государство начинает планомерно заниматься военно-патриотическим воспитанием детей и молодежи. На разных этапах сложной, противоречивой истории становления и развития советского государства менялись задачи, содержание, формы и методы военно- патриотического воспитания школьников, его место и роль в общей системе учебно-воспитательного процесса школы. Специфика исторического развития Кольского края и его географического положения заключалась в том, что он всегда выполнял и выполняет роль своеобразного форпоста на северных рубежах страны. Не случайно именно здесь был создан самый крупный и боеспособный в стране Северный флот, ряд военно-морских баз, где проживает большое гражданское население (семьи военнослужащих). Поэтому во всех школах Мурманской области, не только в военных городках, была прекрасно поставлена работа по военно- патриотическому воспитанию школьников. Многое из опыта этой работы не утратило своей педагогической ценности и в настоящее время. Особую роль в военно-патриотическом воспитании школьников Кольского края сыграли шефские связи школ Заполярья с армией и флотом, которые начали складываться еще в начале 20-х годов сразу после ухода интервентов и окончания Гражданской войны на Крайнем Севере. Военнослужащие охотно помогали местным органам власти и общественным организациям в ликвидации неграмотности, в борьбе с беспризорностью, в пропаганде идей революции, мероприятий Советской власти, революционных традиций красных моряков. Этой цели служили проводимые военморами "живые газеты", вечера "смычки", концерты, лекции. Существенную помощь оказали военные моряки в строительстве и ремонте школьных зданий в Мурманске, поселках Кола, Александровск, Дровяное. Так, 1 мая 1920 года в Мурманске в субботнике участвовало около двух тысяч моряков, красноармейцев. Они заложили двухэтажное деревянное здание школы второй ступени, а также здание детского дома. В 1922 году V Всероссийский съезд РКСМ принял постановление о шефстве комсомола над Красным Военным флотом Республики. К этому периоду относится зарождение шефства коллективов трудящихся над военными кораблями. В 1923 году при Мурманском губкоме комсомола была создана шефская комиссия и выделены организаторы от комсомола по работе среди военной молодежи. В состав комиссии входил представитель народного образования. Школьники проводили экскурсии на корабли, давали концерты художественной самодеятельности, изготовляли подарки морякам. Они самостоятельно собрали средства на шефское знамя и вручили его представителям военно- морских сил Мурманского района. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz