Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

С. Н. Дащинского, А. А. Киселева, Л. Т. Пантелеевой, И. Ф. Ушакова, А. В. Шевченко, И. Б. Циркунова и др., медицинских работников и экологов С. В. Алексеева, Г. Б. Гуна, В. М. Дорофеева, Л. В. Литвинова, В. И. Мазуревича, Е. Т. Мизун, А. Д. Рубина, В. А. Смирновой и др., а также трудов ученых соседних стран, входящих вместе с Мурманской областью в Баренц-регион: Ларс-Нила Ласку, Чурнер Таксами, Ханса-Эрика Рамуссен, Лейф Рантала, Монтера Гюнтера, Стайнер Викона, Брок Ингвиль, Ниеми Эйнар, Мари Брекке, Балсвик Ранди Реннинг, Леминг Туве, Эйвинд Утреберг и др. Последнее десятилетие исследователи стали проявлять больший интерес к гражданской проблематике. Успешно защищены диссертационные исследования А. В. Беляевым, А. С. Гаязовым, Г. Я. Гревцовой, И. М. Дураковым, Е. В. Известновой, В. В. Мартыновой, С. В. Митросенко, И. И. Павловой, Е. Н. Титовой, Ю. А. Танюхиным, А. М. Фактор и др. Однако многочисленные работы ученых рассматривают лишь отдельные направления и стороны проблемы гражданского воспитания школьников и молодежи. В целом, во-первых, проблема гражданского воспитания с современных концептуальных подходов как органическое единство патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспитания не являлась объектом самостоятельных педагогических исследований, во-вторых, ученые, методисты не ставили своей целью глубокое изучение теоретико-практических основ педагогических условий эффективности процесса формирования гражданственности на основе возможностей национально-регионального компонента содержания образования. Результаты многолетних исследований по проблемам гражданского воспитания школьников и студентов позволили выделить ряд серьезных противоречий. Назовем лишь главные: между потребностями современного, быстро меняющегося общества, объективно стремящегося взаимовыгодно сотрудничать со всеми экономическими, политическими, общественными, религиозными объединениями мирового сообщества и поэтому нуждающемуся в сознательных, законопослушных, творчески созидающих гражданах, любящих свое Отечество, и отсутствием в России научно обоснованной и материально обеспеченной системы гражданского воспитания школьников и молодежи; между наметившимися положительными тенденциями в деятельности государства, которое пытается стимулировать процесс гражданского воспитания школьников и молодежи (разработка "Национальной доктрины образования в Российской Федерации", принятие государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" и др. важных документов) и психологической, научно-методической неготовностью работников системы среднего, высшего и дополнительного образования адаптировать их к специфике деятельности своего учебного заведения, своего региона и к конкретной социальной группе молодежи и школьников; между сложной задачей формирования важнейшего интегративного качества личности - гражданственности - и низким уровнем развития теории гражданского воспитания (понятийный аппарат, критерии, показатели, уровни, структура гражданского воспитания, новые технологии гражданского воспитания); 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz