Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Старец, временем согбенный, В ветхом рубище, с клюкой, С виду набожный, смиренный, Шел вечернею порой. Бедный старец, одинокий, В мире нет ему родных, И до старости глубокой, Прожил он в кругу чужих. А под старость сил не стало, стал людям надоедать, Только именем Христовым Тело грешное питать... После долгих скитаний старец умирает "с улыбкой на устах" под молитву, т, к. "мальчонка добрый" успел позвать священника. В религиозной жизни большое место занимает духовная музыка, песнопение, без чего не обходится ни одна служба в храме. "Духовная музыка - музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосой, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменитый распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси в 17 в. (строчное пение, партесное пение). В Западной Европе с конца 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменялся органом; русская духовная музыка чисто вокальная" [28, с. 381]. Творчество многих выдающихся русских композиторов 19 - начала 20 вв. связано с духовной музыкой. В советское время в концертных залах исполнять ее было не принято. В настоящее время она не только компонент религиозной жизни, но и духовной жизни всего населения России. В своем исследовании мы уже неоднократно использовали и другие серьезные религиозные источники патриотического воспитания школьников и молодежи: труды религиозных философов, деятелей современной Русской Православной Церкви, книги и учебные пособия религиозных педагогов, психологов, публицистов. Из сказанного выше можно сделать следующие выводы: Патриотизм - личное и общественное качество личности, в основе которого лежит психологический защитный механизм, заключающийся в отождествлении человека с близкими людьми, малой и большой Родиной. Как личное качество патриотизм включает в себя важные нравственные категории: долга, ответственности, совести. Патриотизм носит исторический характер. Он характерен для всех подданных государства, но в обществе, особенно классово-сословном, кроме общего, что объединяет всех граждан государства (язык, культура, традиции и обычаи, ментальность, религия и т. д.), у представителей разных классов, 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz