Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Божественным Образом в сии утренние часы. Да живет, до простит Твое око, тьмами крат светлейшее лучей солнечных мою душу темную, умерщвленную грехом. Отыми от меня уныние и леность, даруй мне весели и бодрость душевную, да в радовании сердца моего славлю Твои совершенства на всякий час на всяком месте. Ты боеси Творец мой и Владыка жизни моей, Господи, и Тебе подобает слава от разумных созданий Твоих на всякий час, ныне и присно и вовеки веков. Аминь” [129, с. 329]. Широко известны религиозные притчи - небольшие дидактическо- аллегорические поучения (премудрости). С некоторыми притчами можно познакомиться в Евангелии (например, известной притчей "О блудном сыне"). "Притча - это аллегория, в которой слушатель должен узнать себя. Евангельские притчи это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что происходит с тобой? Персонажи ее не наделяются каким-то строгим определенным характером. Они не описываются, и сказитель притчи не дает их психологического портрета. Персонаж притчи - это чистый субъект нравственно-религиозного выбора" [85, с. 277]. Общедоступным, широко распространенным религиозным и этнопедагогическим источником являются духовные стихи. Они поражают читателя искренностью, глубиной чувств. "Духовные стихи, жанр древних, народных (русских, украинских, белорусских) песнопений религиозного содержания. По материалу (сюжету) восходят к книжным источникам (Библия, жития святых, легенды, апокрифы). Отражают народное понимание добра и зла, греха и покаяния, справедливости, происхождения мира, исторические события (духовные стихи о Лазаре). Исполнялись странствующими нищими-слепцами. Соединили интонации знаменитого распева и народных песен. В богослужении не исполнялись" [28, с. 381]. Духовные стихи - это поэтические признания в любви Всевышнему, святой деве Марии, святым угодникам, ангелам-хранителям. Большинство выдающихся русских поэтов 19 - начала 20 вв. писали духовные стихи. Вот одно из них - стихотворение И. А. Бунина "Христос воскрес!". Христос воскрес! Опять с зарею Редеет долгой ночи тень, Опять зажегся над землею Для новой жизни новый день... Еще в синеющих долинах Плывут туманы... Но смотри: Уже горят на горных льдинах Лучи огнистые зари! Они взойдут в красе желанной И возвестят с высот небес, Что день настал обетованный, что Бог воистину воскрес! Духовные стихи писали и пишут в наше время тысячи верующи*. Сегодняшние средства массовой информации, которые имеет Русская Православная Церковь, позволяют ей знакомить с духовным творчеством 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz