Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Среди православных святых мы видим людей, которые по содержанию своей греховной жизни, казалось бы, не могли стать примером для подражания. Но религиозная педагогика и этика очень оптимистичны. Православие беспредельно верит в духовные силы человека. Оно дает возможность любому грешнику после искреннего покаяния встать на "праведный путь". И в Евангелии мы видим образы кающихся блудниц. А пример преподобной Марии Египетской - сначала блудницы, а затем великой святой, - лег в основу христианской нравственности как пример одновременно и милости Божией, и огромных возможностей человеческого духа, стремящегося к возрождению. Интересными религиозными источниками, однако менее известными россиянам, являются "Жития и практические наставления" великих русских старцев XX века. Это труды "Афонских старцев" (иеросхимонаха Аристоклия, старца Кирика, преподобного Силуана Афонского); "Оптинских старцев” (преподобного Варсонофия, преподобного Анатолия, преподобного Нектария, преподобного Никона, старца в миру праведного Алексия Мечева, старца Феофила); "Радонежских старцев" (преподобного Варнавы, старца Зосимы); "Зосимовских старцев" (старца Германа, преподобного Алексия); "Варлаамских старцев" (старца Иоанна, старца Михаила); "Одесских старцев" (преподобного старца Кукуша, преподобного старца Севастиана Карагандинского); "Глинских старцев" (старца Андроника, старца Серафима, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Федосия Кавказского, преподобного Серафима Вырицкого; "Псково-Печерских старцев” (старца Симеона, старца Афиногена, старца Саввы) и др. Некоторые старцы были людьми малообразованными. Однако "свыше" за их молитвы и праведную жизнь им "открылись" знания, которые нельзя почерпнуть в книгах. Вот почему к ним приходили на беседы люди с энциклопедическими знаниями и часами слушали ответы на самые главные человеческие вопросы: "В чем смысл жизни и смерти?" Как спастись "от сглаза" и "бесовщины"? Как предотвратить Апокалипсис?" и т. п. Часто гости просили прокомментировать тексты Библии или совета "как выйти из своих житейских затруднений". Одним из самых распространенных, доступных и воспитывающих религиозных источников являются молитвы. Это обращения верующего или священнослужителя к Богу, пресвятой Деве Марии, ко всем святым, ангелам с целью их прославления, благодарности или с просьбой о своих нуждах в виде канонизированного или свободного текста. Есть традиционные молитвы, написанные известными святыми и религиозными деятелями. Центральная молитва Христианства - "Отче наш". Есть молитвы покаянные, хвалебные, молитвы-просьбы, молитвы-славословия. В реальной жизни верующего человека существует большое разнообразие обращений к Всевышнему. В молитвах отражается любовь человека к Богу, близким людям. Отечеству. Молиться можно везде, в любое время, но специальным местом для молитвы служит Божий храм. Особой силой наделены молитвы, которые произносят святые, старцы, священнослужители, монахи. Сегодня далеко не каждый знаком с молитвами, поэтому считаем целесообразным привести пример этого религиозного источника. Утренняя молитва о. Иоанна С. (Молитва Оптинских старцев): "Боже, Творче и Владыка мира. Призри милостиво на создание украшенное Твоим 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz