Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

реставрированного храма почитаемого на Руси святого приехал патриарх Алексий II, высшее духовенство и президент страны Владимир Путин. Авторитет православных великомучеников и сегодня так высок, что их имена используют в своей борьбе политические партии, например, "Народная партия РФ" (председатель Г. И. Райков) в рекламном проспекте пишет: "Судьба народа сокрыта в его истории. Кого хранит память народная? Тех, кто до конца пронес крест высокого служения России, подвижнически строил нашу государственность, защитил Веру и спас Родину. Россия создана подвигом, разумом и волей выдающихся людей - Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Жукова и Гагарина, Есенина и Высоцкого и многих других”. Из 12 великих россиян, которые являются "честью России” упоминается два имени святых великомучеников. Для поморов, а среди них было много грамотных, любимым чтением являлось описание праведной жизни чудодеяний святых. На Кольском Севере во многих списках бытовало Житие монахов Зосимы и Савватия, положивших начало Соловецкой обители (1429-1436 годы). Это произведение создавалось поэтапно. Вскоре после смерти Зосимы (16 апреля 1478 года) были записаны рассказы его учеников и сподвижников о бытовой жизни и создании монастыря первыми поселенцами Соловков. Затем игумен Досифей упорядочил разрозненные рассказы в единую повесть о жизни и деяниях Зосимы и Савватия. Это творение, составленное "неухищренно”, простой речью, без стилистических украшений по просьбе Досифея в 1503 году подверг литературной обработке опальный митрополит Спиридон, живший в Ферапонтовом монастыре (близ Вологды). В -1548 году, после причисления Зосимы и Саввватия к лику святых, под руководством и при участии известного в то время писателя Максима Грека была создана новая редакция произведения под названием 'Житие и подвиги преподобных отцов наших Зосимы и Савватия Соловецких начальников, новоявленных чудотворцев". Житие Зосимы и Савватия содержит много исторических сведений, относящихся к XV веку - периоду, слабо освещенному другими источниками об освоении Беломорья. Это гимн трудолюбию переселенцев Соловецкого острова, которые "землю копаху... дров множество сеукще... и воду от моря черпаху и тако соль варя, приготовляху и даяху торжникам на куплю и взимаху от них всяко орудие на потребу монастырскую, и в прочих делах тружахуся и рыбную ловлю творяху... и тако от своих потов и трудов кормящихся". Жития содержат ряд интересных рассказов, в которых святость Зосимы и Савватия показывается через творимые ими чудеса и явления людям во сне, а также через божественное покровительство деяниям старцев. Зосима и Савватий исцеляют больных, избавляют мореходов от гибели, делают предсказания. Многое из рассказанного о святых, несомненно, происходило в действительности. В реальной жизни иногда случается нечто невероятное, и это нечто воспринимается как чудо. Некоторые чудеса связаны с Терским берегом. Поэтому промысловое население Кольского Севера особенно прочувствованно воспринимают житейские рассказы о спасении гибнущих ка море, например, "Чудо... о Феодоре, како избави его Бог от потопа молитвами Зосимы и Савватия". Жития Соловецких чудотворцев не только ценный памятник письменности и истории Поморья, но, несомненно, еще и важный педагогический источник. юз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz