Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Величественная, полноводная река делит поморскую деревню на две части. На высоком берегу среди деревянных изб возвышается церковь. Для своего времени она была грандиозным сооружением. Ее высота (34 метра) равна высоте современного 11-этажного жилого дома. А делали-то ее топором да долотом. Рубить церкви разрешалось не всякому плотнику, отбирались люди "не греховного поведения", а главное, настоящие мастера. История сохранила имя строителя Успенской церкви. Его звали Климент. Успенская церковь рублена из местной древесины - сосны. Купол храма покрыт осиновым "лемехом" - резными дощечками. В 80-е годы церковь отреставрирована. Сейчас это действующий храм, где идет служба. Многоликая, исполненная творческой фантазии деревянная культовая архитектура ведет свое начало от простейшего сруба-клети, от обычной крестьянской избы. И сегодня обычная поморская изба поражает первозданной, неброской красотой современного городского жителя: "Цветовое решение интерьера избы в будни просто: белая печь напротив полотенца, белеющего в красном углу у киота с иконами: на воронцах - деревянная глиняная, плетенная из бересты и корней утварь, сияла всегда начищенная до блеска красная и желтая медь ковшей, самоваров, умывальников. Медная посуда была гордостью поморской семьи. Тут же, в избе, хранились орудия труда. Ведь изба была не только жилье, но и место работы, особенно зимой, когда женщины здесь пряли, ткали, вышивали, а мужчины чинили сети, сапожничали, занимались росписью и резьбой по дереву. В избе на крюках хранилась грубая рабочая одежда - балахоны, кафтаны из домотканины. Возле порога, на голбце - шитые местным мастером сапоги... Цветовая гамма естественных материалов придавала интерьеру избы неброскую благородную красоту. Особенно красива бывала изба в праздники, тщательно вымытая, увешенная вышивками, устланная узорным тканьем. Летом ее украшали веточками березы, ранней весной - пушистой вербой. Все это вместе с шелком, атласом, парчой праздничной традиционной одежды, которую веками берегли для торжественного дня в крестьянской семье и передавали от бабушки к внучке, очень оживляло строгий облик крестьянского жилья. По праздникам янтарно светились бревенчатые стены, изрезанные огнем восковых свечей" [17, с. 51]. Исследователь литературного краеведения Кольского края Л. Т. Пантелеева подчеркивает влияние искусства Севера на русскую и советскую культуру: "Народное искусство северного края, воздействовавшее на общерусскую культуру и общественное самосознание, и в эпоху научно- технического прогресса не утратило этой роли. Оно продолжает служить советской культуре, своеобразно преломляясь в произведениях Ф. Абрамова, О. Фокиной, В. Белова, Н. Рубцова, В. Маслова и др.". [123, с. 7]. Серьезно этнопедагогику народов Кольского Севера изучают ученью Мурманского педагогического университета. Так Л. С. Беляева разработала программу музыкально-эстетического развития старших дошкольников "Одеянка" на традициях поморской музыкальной культуры. Программа состоит из трех разделов: 1. Воспитание празднично-зрелищной культуры. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz