Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Поморское население чтило Зосиму и Савватия не только как духовных наставников, но и как неутомимых тружеников. В клеймах икон показаны строительство монастыря, хозяйственная деятельность. На одной из сцен - выварка соли: возле варницы стоит в нарядной одежде, с посохом в руке Зосима, поодаль, у колодца, держит бадью с рассолом монах Герман, в простой одежде (кафтане), без нимба (сияния вокруг головы); у на море плавают более двух десятков гусей. Искусствоведы отмечают "отличную прорисовку и четкость живописания" Соловецких художников: “Иконы Зосимы и Савватия, - пишет И. Л. Карташев, - отличаются богатством фантазии... многоцветьем. Мастера применяли цвета разного тона и насыщенности - красный и розовый, оливковый и светло- зеленый и другие, при всей условности иконного письма весьма точны в изображении отдельных построек Соловецкой обители, северной природы, промыслов и ремесел того времени'' [70, с. 180] В клеймах изображены также различные чудеса: святые воскрешают умершую, изгоняют бесов, спасают гибнущих на море, небесные силы помогают старцам: ангелы привозят Зосиме печеный хлеб и муку на кережке (санки наподобие лодки). В 18-19 веках иконы Зосимы и Савватия небольшого размера ("пядничные") Соловецкие монахи раздавали в дар вместе с архимандритским благословением приезжавшим в монастырь богомольцам и трудникам, благодаря чему в они разошлись по обширной территории Русского Севера и попали в божницы сельских жителей. И сегодня, даже в фондах школьных краеведческих музеях Кольского края можно увидеть такие иконы. Иконы никогда не рассматривались как обычные картины. Они были святынями, им поклонялись, от них ждали помощи и чуда. Многое в иконах современному человеку кажется загадочным, непонятным, и изображенное на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли "читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. По легенде автором первой иконы был сам Иисус. Он взял у людей чистое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Так возник "Нерукотворный Образ Христа" или "Спас нерукотворный". Первым иконописцем считают апостола и евангелиста Луку, одного из учеников Христа. На своей первой иконе он изобразил Пресвятую Богородицу. Иконы с изображением "святой девы Марии" особенно почитались и почитаются на Руси. Из них самой большой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Православные считают, что Богоматерь является покровительницей Земли русской. В любой поморской избе раньше были иконы. Люди считали^ что присутствие иконы в доме поддерживает порядок: при ней нельзя ругаться, обманывать, совершать безнравственные поступки. Если поморы говорили: "Оттуда хоть святых выноси", значит, дом стал недостойным для пребывания в нем святых икон. Сегодня, когда в стране, в том числе и у молодежи, возник интерес к религии, ее роли на различных этапах развития России, иконопись как важнейший исторический источник может сыграть определенную роль в 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz