Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

"Икона (от греч. eikon - изображение, образ) - в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписываются священное значение [28, с. 238-239]. Их писали на деревянных досках специальными красками, приготовленными на яичных желтках (темпера). Иногда иконы рассказывают и о конкретных событиях: битвах, сценах из жизни князей, духовных лиц. Например, на Севере была распространена икона, изображающая святых Саватия и Зосиму. Это конкретные исторические личности, основатели Соловецкого монастыря. За благие дела церковь возвела их после смерти в ранг святых. Церковь предписывала изображать своих "героев" с определенными чертами лица, в традиционных одеждах. Даже цвет был предусмотрен соответствующими правилами и был носителем определенного символа. Например, синий цвет - цвет надежды, фиолетовый - власти и т. д. В Кольском крае распространены были иконы северного письма. Расцвет новгородских иконописи приходится на XV век. Основным источником вдохновения древних мастеров были вера в бога, жизнь и опыт людей. В новгородской иконописи просматривается хозяйственное отношение к функциям и значению христианских святых. В старинном русском стихе точно указано, кого берут под свое покровительство различные святые: Хлор и Лавор - лошадок, Власий - коровок, Настасий - овечек, Василий - свинок, Момонт - курок, Зосим Соловецкий - пчелок, Стаями, роями Густыми медами... Лицо Иисуса на новгородских иконах - это лицо отважного первопроходца. Иконы передают характер людей той эпохи - мужественных, сильных, которые осваивали суровой Север. Особенно почитался у северян святой Никола. Он считался покровителем мореходов. Не случайно у нас так много было церквей, построенных в честь этого чудотворца. Существовала даже поговорка "От Холмогор до Колы - тридцать три Николы". На Кольской земле были широко распространены иконы с изображением соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия - как в храмах, так и в домашних киотах. В храмах иконе Зосимы и Савватия отводилось довольно почетное место. Так, в Кольской Благовещенской церкви, как сказано в описи 1819 года, по правую сторону иконостаса стоял "на столбе образ соловецких чудотворцев в раме, а на левом столбе - образ Богоматери". Иконы Зосимы и Савватия очень часто писались "с житием" - большим количеством биографических сцен (на иконе главного Соловецкого храма 56 клейм). "Образ Зосимы и Савватия Соловецких с изображением чудес" стоял возле царских дверей в Успенской церкви в Варзуге. Такая же икона находилась в Георгиевском приделе Кольского Воскресенского собора. Иногда Зосима и Савватий писались отдельно, на двух досках (в ковдорской Никольской церкви).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz