Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Засимовский, А. В. Иващенко, Т. В. Кашина, А. И. Кравченко, И. А. Невский, A. Ф. Никитин, Г. М. Миньковский, В. О. Мушинский, В. М. Обухов, Е. Н. Поляков, B. Ф. Подгорный, Л. И. Рувинский, Я. В. Соколов, И. В. Шмаров, М. И. Шилобод, и др. Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имели работы, посвященные ориентации школьников на духовно-нравственные и общечеловеческие ценности, их гармонизацию: Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолова, В. С. Барулина, И. В. Бестужева-Лады, В. С. Библера, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ю. В. Громыко, Г. П. Выжлевцева, В. Н. Даниленко, А. Ф. Закирова, В. А. Караковского, А. В. Кирьяновой, А. П. Маркова, С. В. Мягченкова, Н. Д. Никандрова, А. Д. Солдатенкова, В. Н. Сагатовского, М. И. Шилова, Н. Е. Щурковой и др. В диссертации мы также использовали многочисленные краеведческие исследования, так как, во-первых, краеведение является содержательной стороной национально-регионального компонента образования, во-вторых, краеведение - важнейшее средство формирования гражданственности, в- третьих, мы предприняли попытку с новых концептуальных подходов рассмотреть некоторые вопросы теории школьного краеведения. Ценный вклад в разработку основных проблем теории и практики школьного краеведения внесли методисты и педагоги А. П. Абрамовский, В. Н. Ашурков, В. В. Барков, Н. С. Борисов, И. И. Бондаренко, В. В. Бельский, А. А. Вагин, Я. Б. Галкин, И. Б. Гидлин, П. В. Гора, Н. Г. Дайри, А. С. Завадье, И. Д. Зверев, П. И. Иванов, Б. Р. Иоганзен, В. Г. Карцев, Д. В. Кацюба, А. Т. Кинкулькин, Ю. А. Князев, А. Г. Колосков, В. А. Кондаков, Ф. П. Коровкин, Н. П. Кузин, П. С. Лейбенгруб, А. В. Мамонтов, И. С. Матрусов, Г. Н. Матюшин, Н. А. Миланов, А. А. Остапец, А. Г. Прокофьева, А. Ф. Родин, М. С. Рывкин, А. Е. Сейненский, А. Д. Солдатенков, А. И. Стражев, А. И. Стрижев, Н. Н. Церба, Н. С. Цепляева, С. О. Шмидт и др. В контексте исследования представляют интерес работы по истории, культурологии, социологии, этнографии, этнопедагогики А. Г. Агеева, Н. В. Бахаревой, Г. Брандес, Л. С. Беляевой, Ю. В. Бромлей, А. Л. Бугаевой, В. Бунда, Г. Ю. Бурмистровой, Т. С. Буториной, Г. Н. Волкова, О. А. Гаицкой, А. Ф. Дащдамирова, М. С. Джунусова, А. А. Кожанова, В. И. Козлова, И. С. Кона, С. И. Королева, В. Г. Крысько, М. В. Крюкова, А. А. Леонтьева, В. С. Мухиной, К. А. Нургалиева, А. П. Оконешниковой, Б. Ф. Поршнева, В. И. Прокопенко, Ю. А. Саракуева, Г. В. Старовойтовой, А. А. Сусоколова, Л. И. Терентьевой, К. Н. Хабибуллина, К. В. Чистова, В. А. Ядова, И. И. Ямжуль и др. Значимыми для исследования являются разработки, раскрывающие различные аспекты педагогической деятельности Т. К. Ахаян, Е. П. Белозерцева, 3. И. Васильевой, В. А. Кан-Калика, И. А. Колесниковой и др., педагогические идеи об учебно-воспитательном процессе как целостном явлении Ю. К. Бабанского, В. С. Ильина, Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др., современные тенденции и особенности развития системы образования В. И. Гинецинского, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского И. Я. Лернера, А. П. Тряпицыной и др., основы моделирования региональных образовательных систем как способа их развития И. А. Бочкаревой, В. С. Кошкиной, И. И. Проданова и др. Специфика темы нашего исследования вызвала необходимость широкого использования работ местных краеведов (историков, литераторов, географов) 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz