Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

ем различных путей активизации процесса формирования гражданственности детей на основе краеведческого материала. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить и экспериментально апробировать педа­ гогические условия, пути, средства повышения эффективности гражданского воспитания школьников, используя возможности национально-регионального компонента содержания образования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - возможности учебно-воспитательного процес­ са общеобразовательной школы в формировании гражданственности детей. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - педагогические условия, пути, средства по­ вышения эффективности процесса формирования гражданственности школь­ ников на основе национально-регионального компонента содержания образо­ вания. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эффективность процесса гражданского вос­ питания школьников может быть обеспечена совокупностью следующих педаго­ гических условий: определение теоретико-методологической основы гражданского воспитания в России, с учетом конкретных социально-политических и экономических реа­ лий настоящего времени и специфики каждого конкретного региона страны; создание системы гражданского воспитания школьников, которая пред­ ставляет собой органическое единство, взаимосвязь и взаимообусловленность духовно-патриотического, военно-патриотического, правового и интернацио­ нального воспитания школьников; разработка педагогической технологии реализации воспитания школьников; ориентация школьников на духовно-культурные ценности народов Кольско­ го Севера; организация работы интегрированного краеведческого факультатива с экс­ периментальной программой, содержание которой включает не только матери­ ал по истории Кольского края, но и школьному музееведению, источниковеде­ нию и туризму; создание школьного краеведческого музея как результата организации по­ исковой деятельности школьников; создание национальной школы; использование в учебно-воспитательной работе педагогических возможно­ стей религиозной культуры (православия); широкое использование в педагогическом процессе народных праздников и традиций, а также современных праздников, рожденных на Кольской земле в советское и постсоветское время: Праздники Севера (Полярные Олимпиады, включающие в программу национальные виды спорта), Дни саамской культуры, Дни культуры коми, Дни славянской письменности и культуры (праздник впер­ вые был проведен в Мурманске в 1986 году и в настоящее время стал всерос­ сийским праздником), День города и др. Эвристичность выдвинутой гипотезы исследования состоит в том, что она позволяет под новым углом зрения рассмотреть сущность, организацию и про­ цесс системы гражданского воспитания школьников как сложную, многоуровне­ вую систему с учетом огромного воспитательного потенциала, который дают национально-региональный компонент содержания образования и новые, ак­ тивные формы работы. Эти педагогические условия позволяют включать детей в разнообразную, не только познавательную, но и ценностно-ориентационную деятельность и общение, что способствует процессу ориентации школьников на 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz