Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

ское воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", "Концеп­ ции модернизации российского образования на период до 2010 года" и др. важных документов) и психологической, научно-методической неготовностью работников системы среднего, высшего и дополнительного образования адап­ тировать их к специфике деятельности своего учебного заведения, своего ре­ гиона и к конкретной социальной группе молодежи и школьников; между сложной задачей формирования важнейшего интегративного качест­ ва личности - гражданственности и низким уровнем |эезвития теории граждан­ ского воспитания (понятийный аппарат, критерии, показатели, уровни, структура гражданского воспитания, новые технологии гражданского воспитания); между сложным процессом педагогической деятельности по гражданскому воспитанию школьников и молодежи, предъявляющей ее организаторам серь­ езные профессиональные требования (педагогическое мастерство, знание ряда смежных наук, высокие нравственные качества, энтузиазм, огромные времен­ ные затраты) и отсутствием материального стимулирования этой сложной ра­ боты и другие. Таким образом, в педагогической теории и практике существует ряд острых противоречий, их можно свести условно к одному - противоречию между необ­ ходимостью повышения уровня гражданского воспитания школьников, в про­ цессе которого формируется важнейшее интегративное качество личности - гражданственность, и недостаточной разработанностью с позиций отечествен­ ной педагогики научного и организационно-методического обеспечения данного процесса. Актуальность, теоретическая значимость, противоречивость и недостаточ­ ная научно-методологическая и методическая разработанность проблемы гра­ жданского воспитания и обусловили выбор темы нашего исследования "Теоре­ тико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера)". ВЫБОР РЕГИОНА ИССЛЕДОВАНИЯ обосновывается своеобразием его географического положения - Крайний Север (Заполярье), с суровыми, небла­ гоприятными климатическим условиями, серьезными экологическими пробле­ мами, делающими исключительно актуальной задачу организации единого про­ цесса - образования и оздоровления школьников; близостью стран Баренц- региона, с которыми население края поддерживает давние, тесные экономиче­ ские и культурные связи, выросшие и укрепившиеся в процессе социально- экономических и политических преобразований в нашей стране; особенностями социально-экономического развития Мурманской области, сложными демогра­ фическими тенденциями; богатством историко-культурного и духовного насле­ дия Кольского Севера, где органически взаимодействуют, обогащая друг друга культура коренных жителей Кольского полуострова саамов (лопарей) и поморов - выходцев из Новгородских земель, носителей традиционной русской культу­ ры, которая в силу отдаленности от центра и отсутствия дорог осталась в сто­ роне от нашествий многочисленных завоевателей и поэтому сохранила в пер­ возданном виде и язык, и фольклор, и русское деревянное зодчество. Интере­ сен и поучителен опыт многовекового бесконфликтного существования абори­ генов края и русского населения. Основой исследования явилось теоретическое осмысление собственного опыта создания системы гражданского воспитания школьников с использовани­ 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz