Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

Чурнер Таксами, Ханса-Эрика Рамуссен, Лейф Рантала, Монтера Гюнтера, Стайнер Викона, Брок Ингвиль, Ниеми Эйнар, Мари Брекке, Балсвик Ранди Реннинг, Леминг Туве, Эйвинд Утреберг и др. В последнее десятилетие исследователи стали проявлять большой инте­ рес к гражданской проблематике (А. В. Беляев, А. С. Гаязов, Г. Я Гревцова, И. М. Дуранов, Е. В. Известнова, В. А. Мартынова, С. В. Митросенко, И. И. Пав­ лова, Е. Н. Титова, Ю. А. Танюхин, А. М. Фактор и др. Однако многочисленные работы ученых рассматривают лишь отдельные направления и стороны проблемы гражданского воспитания школьников и мо­ лодежи. В целом, во-первых, проблема гражданского воспитания с современ­ ных концептуальных подходов как органическое единство патриотического, во­ енно-патриотического, правового и интернационального воспитания не явля­ лась объектом самостоятельных педагогических исследований, во-вторых, уче­ ные, методисты не ставили своей целью глубокое изучение теоретико- практических основ педагогических условий, путей, средств повышения эффек­ тивности процесса формирования гражданственности на основе возможностей национально-регионального компонента содержания образования.. Общеизвестно, что системный подход имеет преимущества, т. к. системные объекты характеризуются новыми качествами: - любая система представляет собой комплекс взаимосвязанных между со­ бой элементов; - система образует особое непрерывное единство с окружающей средой; - любая система представляет собой элемент системы более высокого по­ рядка, - элементы системы выступают как системы более низкого порядка. С точки зрения общей теории систем система гражданского воспитания включает себя подсистемы: патриотического, военно-патриотического, правово­ го и интернационального воспитания. В свою очередь, система гражданского воспитания сама является подсистемой более высокого порядка общей систе­ мы воспитания в постсоветской России, которая ставит задачу формирования базовой культуры и включает в себя подсистемы: культуру жизненного опреде­ ления, культуру семейных отношений, экономическую культуру и культуру тру­ да, политическую демократическую и правовую культуру, интеллектуальную, нравственную и культуру общения, экологическую культуру, художественную культуру, физическую культуру. Результаты многолетних исследований по проблемам гражданского воспи­ тания школьников и студентов позволили выделить ряд серьезных противоре­ чий. Назовем лишь главные: между потребностями современного, быстро меняющегося общества, объ­ ективно стремящегося взаимовыгодно сотрудничать со всеми экономическими, политическими, общественными, религиозными объединениями мирового со­ общества и поэтому нуждающегося в сознательных, законопослушных, творче­ ски созидающих гражданах, любящих свое Отечество, и отсутствием в России научно обоснованной и материально обеспеченной системы гражданского вос­ питания школьников и молодежи; между наметившимися положительными тенденциями в деятельности го­ сударства, которое пытается стимулировать процесс гражданского воспитания школьников и молодежи (разработка "Национальной доктрины образования в Российской Федерации**, принятие государственной программы "Патриотиче­ 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz