Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

В О. Мушинский, И. А. Невский, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, В. Ф. Подгорный, Е.Н. Поляков, Л.И. Рувинский, Я.В. Соколов, М.И. Шилобод, И.В. Шмаров и др. Существенное значение для определения ведущих позиций нашего иссле­ дования имели работы, посвященные ориентации школьников на духовно­ нравственные и общечеловеческие ценности: А. Г. Асмолова, В. С. Барулина, И. В. Бестужева-Лады, В. С. Библера, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондареваюй, Б С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ю. В. Громыко, Г. П. Выжлевцева, В. Н. Да- ниленко, В. А. Караковского С. В. Мягченкова, А. Д. Солдатенкова, В. Н. Сага- товского, Н. Е. Щурковой и др. В диссертации мы также использовали многочисленные краеведческие ис­ следования, так как, во-первых, краеведение является содержательной сторо­ ной национально-регионального компонента образования, во-вторых, краеве­ дение - важнейшее средство формирования гражданственности, в-третьих, мы предприняли попытку с новых концептуальных подходов рассмотреть некото­ рые вопросы теории школьного краеведения. Ценный вклад в разработку основных проблем теории и практики школьно­ го краеведения внесли методисты и педагоги А. П. Абрамовский, В. Н. Ашурков, B. В. Барков, Н. С. Борисов, И. И. Бондаренко, В. В. Вельский, А. А. Вагин, Я. Б. Галкин, П. В. Гора, И. Б. Гидлин, Н. Г. Дайри, В. Г. Карцев, Д. В. Кацюба, И. Д. Зверев, Н. П. Кузин, А. С. Завадье, А. Т. Кинкулькин, Ф. П. Коровкин, А. Г. Колосков, Ю. А. Князев, В. А. Кондаков, П. С. Лейбенгруб, И. С. Матрусов, Н А. Миланов, Г. Н. Матюшин, А. А. Остапец, А. Ф. Родин, М. С. Рыбкин, А И. Стражев, А.Е. Сейненский, А.И. Стрижев, А. Д.Солдатенков, Б. Р. Иоганэен, А. В. Мамонтов. Н. Н. Церба, Н. С. Цепляева, П. И. Иванов, С. О. Шмидт и др. В контексте исследования представляют интерес работы по истории, куль­ турологии, социологии, этнографии, этнопсихологии А. Г. Агеева, Н. В. Бахаре- вой, Г. Брандес, Ю. В. Бромлей, Т. Ю. Бурмистровой, В. Бунда, О. А. Гаицкой, А. Ф. Дашдамирова, М. С. Джунусова, А. А. Кожанова, В. И. Козлова, И. С. Кона, С И. Королева, М. В. Крюкова, В. Г. Крысько, А. А. Леонтьева, В. С. Мухиной, К А. Нургалиева, А. П. Оконешниковой, Б. Ф. Поршнева, Э. А. Саракуева, Г. В. Старовойтовой, А. А. Сусоколова, Л. И. Терентьевой, К. Н. Хабибуллина, К. В. Чистова, В. А. Ядова, И. И. Ямжуль и др. Значимыми для исследования являются разработки, раскрывающие раз­ личные аспекты педагогической деятельности Т. К. Ахаян, Е. П. Белозерцева, 3. И. Васильевой, В. А. Кан-Калика, И. А. Колесниковой и др., педагогические идеи об учебно-воспитательном процессе как целостном явлении Ю. К. Бабан­ ского, В. С. Ильина, Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др., со­ временные тенденции и особенности развития системы образования В. И. Ги- нецинского, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского, В. В, Краевского, И. Я. Лер­ нера, А. П. Тряпицыной и др., основы моделирования региональных образова­ тельных систем как способа их развития И. А. Бочкаревой, В. С. Кошкиной, И И. Проданова и др. Специфика темы нашего исследования вызвала необходимость широкого использования работ местных краеведов (историков, литераторов, географов) C. Н. Дащинского, А. А. Киселева, Л. Т. Пантелеевой, И. Ф. Ушакова, А. В. Шев­ ченко, И. Б. Циркунова и др., медицинских работников и экологов С. В. Алексее­ ва, Г. Е Гуна, В. М. Дорофеева, Л. ё. Литвинова, В. И. Мазуревича, Е Т. Мизун, А. Д. Рубина, В. А. Смирновой и др., а также трудов ученых соседних стран, входящих вместе с Мурманской областью в Баренц-регион: Ларс-Нила Ласку, 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz