Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

родного края" (5-е классы) нашли признание у детей, учителей, родителей, пе­ дагогической общественности и дают реальные воспитательные результаты. Многолетняя исследовательская и практическая работа со школьниками и студентами позволили автору сделать ряд предложений по улучшению граж­ данского воспитания детей: - Необходимо усилить роль государства в гражданском воспитании школь­ ников: организовать материальную поддержку школ, вузов, общественных мо­ лодежных организаций, занимающихся проблемами социального, культурного, духовного, нравственного, физического развития школьников и молодежи. - Необходимо совершенствовать содержание педагогического образования высшей школы, педагогических колледжей в процессе разработки цикла спец­ курсов по выбору, включающих проблемы гражданского воспитания, а также факультативов по религиоведческой тематике: "Библия как священное писание, памятник истории и культуры", "Религия Востока", "Православие в истории мира и России", "Современное православие", "Современный католицизм", "Протес­ тантизм в современном мире", "Ислам - религия и образ жизни", "Буддизм: ис­ тория и современность", "Религия и русская духовная культура", "Русская рели­ гиозная философия" и т. д. - В учебном процессе педагогических вузов и колледжей необходимо ак­ центировать внимание на выработку практических умений и навыков в органи­ зации активных форм воспитательной работы, включающих детей в общест­ венно значимую деятельность: походы-экспедиции, экологическая работа, по­ исковая деятельность и т. д. - Научно-методическим изданиям (журналам, газетам) акцентировать вни­ мание на обобщении передового педагогического опыта гражданского воспита­ ния школьников. - Ввести в научно-популярных детских и юношеских изданиях специальные рубрики, посвященные проблемам гражданственности. - Организовать издание специальной серии книг для школьников "Великие граждане России". - Возродить массовый детский и юношеский спорт через введение в шко­ лах, средних и высших учебных заведениях системы спортивных норм (по об­ разцу БГТО и ГТО) с другими названиями, адаптировав их к реалиям и возмож­ ностям нашего времени. - Возродить традиции проведения Всероссийских слетов лучших поискови­ ков страны. В то же время проведенное исследование не исчерпывает сложной, много­ гранной противоречивой проблемы гражданского воспитания школьников, а лишь указывает перспективы ее дальнейшего изучения в следующих направ­ лениях: вопросы теории, методики, технологии гражданского воспитания детей разного возраста; роль государства и общественных организаций в формиро­ вании гражданственности школьников; содержание вузовского педагогического образования как средство формирования гражданственности студентов; роль СМИ в гражданском воспитании школьников и молодежи; нравственно­ этические проблемы гражданского воспитания; специфика гражданского воспи­ тания школьников и молодежи в многонациональных регионах, с различными религиозными конфессиями; опыт зарубежной педагогики в гражданском воспи­ тании детей и т. д. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz