Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

ветственного гражданина. Не может быть ни действенной демократии, ни эф­ фективной экономики, ни социального мира без ответственной гражданствен­ ности, как не может состояться государство, имея лишь территорию, хозяйство и институты власти, не имея граждан, которые разделяют общие ценности и проявляют осмысленную лояльность к этому государству. Необходима подлинная педагогика гражданственности, в основе которой лежали бы идеи и принципы свободы, прав человека, ответственности и само­ актуализации"1. В своей работе автор опирался на многочисленные и серьезные исследо­ вания, проведенные классиками отечественной педагогики в советский и пост­ советский периоды. Отдельные направления гражданского воспитания школьников всегда были в центре внимания советской педагогики. Особенно часто ученые, партийные и государственные деятели рассматривали проблемы формирования социали­ стического патриотизма. Это работы М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. С. Ма­ каренко, В. А. Сухомлинского, Л. И. Божович, Т. С. Буториной, Б. С. Гершунско- го, И. Ф. Гончарова, Ф. Б. Горелика, Ю. В. Громыко, Э. Н. Днепрова, Э. В. Иль­ енкова, Т. Н. Каптан, В. А. Караковского, А. В. Кирякова, Б. Т. Лихачева, Д. С. Лихачева, А. В. Мудрика, А. Ф. Никитина, И. Ф. Поляковой, 3. И. Равкина, Р. М. Рогачева, Р. Л. Рождественской, Л. В. Рощина, Н. А. Савотиной, М. Н. Свердли­ на, А. Д. Солдатенкова Г. Н. Филонова, Ш. Ш. Хайрулина, Н. Е. Щурковой и др. Вопросами военно-патриотического воспитания занимались В. И. Ленин, М. А. Калинин, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. В период острого противостояния двух мировых систем, и как следствия, возникновения "холодной войны" и идеологической непримиримости капита­ лизма и социализма проблемы теории и практики военно-патриотического вос­ питания школьников м молодежи становятся исключительно актуальными и их особенно плодотворно исследовали в 60-80-е годы Н. И. Арисов, Л. К. Баляс- ная, А. Б. Барабанщиков, С. М. Бармас, Н. И. Болдырев, В. И. Брагин, А. А. Ба- булик, А. Т. Газизов, К. Ф. Горская, В. С. Гришанов, В. И. Жудов, А. М. Лолуа, П. Д. Лукаиюв, В. И. Лутиванов, В. А. Семенов и др. Проблемам военно-патриотического воспитания школьников в 70-90-е годы посвящены диссертационные работы В. Н. Александровской, А. А. Аронова, Н. Г. Артюнова, Н. В. Белоглазова, В. А. Белевцева, А. В. Володина, А. Н. Вы- рщикова, Л. Р. Болотиной, А. М. Борисовского, А. Ф. Демина, И. М. Жукова, Н. М. Конжиева, Л. С. Курант, И. С. Марьенкс, И. И. Моносзона, В. П. Манухина, Р. Н. Овчинникова, 3. Г. Циммериновой, В. С. Чадного, Л. В. Штылевой и др. Советская и постсоветская педагогика серьезно занималась и занимается вопросами правового воспитания школьников. В 20-30-е годы это исследова­ ния: К. Н. Корнилова, Н. Н. Иорданского, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко и др. В 60-90-е годы различные аспекты правового воспитания школьников и молодежи рассматривали юристы, педагоги, психологи Г. П. Да­ выдов, А. И. Долгова, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов, И. Ф. Рябко и др., а так­ же педагоги С. С. Алексеева, М. А. Алемаскин, В. В. Берман, О. С. Богданова, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Бодырев, Ю. В. Гербеев, В. В. Головченко, А. В. Заси- мовский, А. В. Иващенко, Т. В. Кашина, А. И. Кравченко, Г. М. Миньковский, ' Тишкое В. А. О формуле и приоритетах АПСН: Материалы президиума Академии педагогиче­ ских и социальных наук. М., 1997. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz