Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
ветственного гражданина. Не может быть ни действенной демократии, ни эф фективной экономики, ни социального мира без ответственной гражданствен ности, как не может состояться государство, имея лишь территорию, хозяйство и институты власти, не имея граждан, которые разделяют общие ценности и проявляют осмысленную лояльность к этому государству. Необходима подлинная педагогика гражданственности, в основе которой лежали бы идеи и принципы свободы, прав человека, ответственности и само актуализации"1. В своей работе автор опирался на многочисленные и серьезные исследо вания, проведенные классиками отечественной педагогики в советский и пост советский периоды. Отдельные направления гражданского воспитания школьников всегда были в центре внимания советской педагогики. Особенно часто ученые, партийные и государственные деятели рассматривали проблемы формирования социали стического патриотизма. Это работы М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. С. Ма каренко, В. А. Сухомлинского, Л. И. Божович, Т. С. Буториной, Б. С. Гершунско- го, И. Ф. Гончарова, Ф. Б. Горелика, Ю. В. Громыко, Э. Н. Днепрова, Э. В. Иль енкова, Т. Н. Каптан, В. А. Караковского, А. В. Кирякова, Б. Т. Лихачева, Д. С. Лихачева, А. В. Мудрика, А. Ф. Никитина, И. Ф. Поляковой, 3. И. Равкина, Р. М. Рогачева, Р. Л. Рождественской, Л. В. Рощина, Н. А. Савотиной, М. Н. Свердли на, А. Д. Солдатенкова Г. Н. Филонова, Ш. Ш. Хайрулина, Н. Е. Щурковой и др. Вопросами военно-патриотического воспитания занимались В. И. Ленин, М. А. Калинин, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. В период острого противостояния двух мировых систем, и как следствия, возникновения "холодной войны" и идеологической непримиримости капита лизма и социализма проблемы теории и практики военно-патриотического вос питания школьников м молодежи становятся исключительно актуальными и их особенно плодотворно исследовали в 60-80-е годы Н. И. Арисов, Л. К. Баляс- ная, А. Б. Барабанщиков, С. М. Бармас, Н. И. Болдырев, В. И. Брагин, А. А. Ба- булик, А. Т. Газизов, К. Ф. Горская, В. С. Гришанов, В. И. Жудов, А. М. Лолуа, П. Д. Лукаиюв, В. И. Лутиванов, В. А. Семенов и др. Проблемам военно-патриотического воспитания школьников в 70-90-е годы посвящены диссертационные работы В. Н. Александровской, А. А. Аронова, Н. Г. Артюнова, Н. В. Белоглазова, В. А. Белевцева, А. В. Володина, А. Н. Вы- рщикова, Л. Р. Болотиной, А. М. Борисовского, А. Ф. Демина, И. М. Жукова, Н. М. Конжиева, Л. С. Курант, И. С. Марьенкс, И. И. Моносзона, В. П. Манухина, Р. Н. Овчинникова, 3. Г. Циммериновой, В. С. Чадного, Л. В. Штылевой и др. Советская и постсоветская педагогика серьезно занималась и занимается вопросами правового воспитания школьников. В 20-30-е годы это исследова ния: К. Н. Корнилова, Н. Н. Иорданского, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко и др. В 60-90-е годы различные аспекты правового воспитания школьников и молодежи рассматривали юристы, педагоги, психологи Г. П. Да выдов, А. И. Долгова, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов, И. Ф. Рябко и др., а так же педагоги С. С. Алексеева, М. А. Алемаскин, В. В. Берман, О. С. Богданова, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Бодырев, Ю. В. Гербеев, В. В. Головченко, А. В. Заси- мовский, А. В. Иващенко, Т. В. Кашина, А. И. Кравченко, Г. М. Миньковский, ' Тишкое В. А. О формуле и приоритетах АПСН: Материалы президиума Академии педагогиче ских и социальных наук. М., 1997. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz