Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

центирование внимания на нравственные аспекты воспитания, формирование практических умений милосердного отношения кбольным, пожилым людям и т.д Исследование показало - краеведческий факультатив "синтетического" со­ держания не просто дает знания по истории Кольского края, школьному музее­ ведению, источниковедению, туризму, но прежде всего создает условия для ус­ пешного формирования гражданственности школьников в процессе поисковой краеведческой деятельности, результативность которой обуславливается раз­ витием мотивационной сферы детей, осознанием ими общественной значимо­ сти этой работы, педагогической инструментовкой, позволяющей учитывать возрастные, психологические особенности детей, а также объективные потреб­ ности нашего региона. В исследовании рассматривается становление национального образования в педагогической истории России в последней четверти XIX - 90-х годах про­ шлого века, которая прошла путь от отдельных авторских идей, подходов к це­ лым направлениям, научным школам, разностороннему и комплексному виде­ нию проблем. Школьные и вузовские музеи - хорошо апробированное средство воспита­ ния и форма организации сотрудничества учителей и учеников, позволяющие создать благоприятные условия для формирования гражданственности детей в процессе педагогического общения и включения их в разнообразную, общест­ венно значимую деятельность. Знакомство с историей родного края в ходе участия детей в поисковой ра­ боте, изучение и оформление собранных краеведческих источников и материа­ лов формирует любовь к "малой Родине”, чувство патриотизма. Общественно значимая деятельность по организации шефства над ветера­ нами войны и труда, старожилами города, активное участие не только в школь­ ных делах, но и мероприятиях города (субботниках, праздниках и т. д.) форми­ рует активную гражданскую позицию, делает их сопричастными ко всем собы­ тиям родного города и края. Многообразие и многоплановость деятельности, по формам и содержанию, музея создают условия: а) для саморазвития личности, удовлетворяя не только возрастные потребности подростков, но и индивидуальные, личностные, свя­ занные с особенностями каждого школьника; б) для формирования социальных установок школьников на "духовно-нравственные ценности". Прогрессирующая глобализация культуры, несмотря на положительные перспективы, которые она обещает мировому сообществу, таит в себе целый ряд опасностей, важнейшей из которых является потеря этнической и личност­ ной уникальности, что приводит; к потере разнообразия и как следствие к сни­ жению жизнеустойчивости как отдельных наций, народов, этносов, так и всего человеческого сообщества. Объективная необходимость преодоления разоб­ щенности и ментальной несовместимости человеческих сообществ наряду с сохранением их культурно-этнического своеобразия - один из глобальных вы­ зовов нового столетия современным региональным образовательным системам Исключительно перспективной и плодотворной является идея изучения ис­ тории края на ранних этапах обучения; в начальной школе и среднем звене. Школьники младшего и среднего возраста, прежде всего на эмоциональном уровне, успешно усваивают нравственно-этические нормы гражданственности. Авторские региональные курсы "Мой Мурманск” (начальная школа), "История 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz