Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
обязательном плюралистическом подходе к ее достоинствам и недостаткам, праве на критику и непременном ее развитии). Идеология - часть духовной жизни общества, ее элемент, подчиняется ее законам. Ее нормальное развитие в обществе возможно только в единстве ду ховно-культурных процессов, происходящих как в рамках данной страны, так и всей мировой культуры, ее прошлого и настоящего. Всякий отрыв идеологии от духовной культуры народа, цивилизации, всякое насилие над "всеобщим ин теллектом" общества, его культурой, наукой, историческими традициями неиз бежно ведет к кризису идеологии и, как следствие, к социально-экономическому и политическому кризису общества. Главным критерием достоинства общегосударственной идеологии является гармонизация общечеловеческих, национальных, классово-сословных, религи озных, профессионально-групповых, региональных интересов и ценностей, а также учет интересов и ценностей каждого отдельно взятого человека; создание единой идеологии в переходном обществе процесс сложный, дли тельный, противоречивый, но неизбежный; в основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отечеству, восста новление, сохранение и развитие народных, религиозных, духовно-культурных ценностей и традиций при поддержке, в первую очередь, традиционных рели гий России (православия, ислама, буддизма, иудаизма) и лояльном отношении к другим религиозным конфессиям, и, самое главное, уважение духовно культурных традиций больших и малых народов и России, и всего мира; ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит целенаправ ленной воспитательной деятельности государства, учебно-образовательных учреждений, особенно школ, лицеев, колледжей, вузов, церкви, средств массо вой информации. Формирование духовно значимых ценностей как совокупность педагогиче ски необходимых для социализации школьника, вступающего в сложный проти воречивый мир, мы относим совокупность разнонаправленных мнений, обра зов, ценностных систем, ядром которых выступают непреходящие общечелове ческие ценности (человеческая жизнь, мать, родная земля, дом, семья, право человека на собственную уникальность, на физическую, духовную самобыт ность, природа, продукты человеческого труда, культурное наследие различных народов и наций, а также такие нравственные ценности как истина, добро, ми лосердие и т. д.) и национальные, религиозные, региональные ценности, а так же индивидуальные ценности каждой отдельной личности, не наносящие ущерба другим людям. Все перечисленное и является основанием для станов ления гражданственности ребенка в процессе его саморазвития, самореализа ции с помощью семьи, школы, государства и других факторов. Важным условием формирования гражданственности как нравственного ка чества школьников является изучение на факультативных занятиях религиоз ных источников: Библии, жития святых, духовной музыки и поэзии, философ ских и педагогических трудов религиозных ученых, а также труды и выступле ния видных деятелей современной Русской Православной Церкви и других конфессий по проблемам воспитания молодежи. Знакомство с работой воскресных религиозных школ разных конфессий по казывает большие потенциальные возможности использования опыта их рабо ты в светских учебных заведениях: теплое, "отеческое" отношение к детям, ак 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz