Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

обязательном плюралистическом подходе к ее достоинствам и недостаткам, праве на критику и непременном ее развитии). Идеология - часть духовной жизни общества, ее элемент, подчиняется ее законам. Ее нормальное развитие в обществе возможно только в единстве ду­ ховно-культурных процессов, происходящих как в рамках данной страны, так и всей мировой культуры, ее прошлого и настоящего. Всякий отрыв идеологии от духовной культуры народа, цивилизации, всякое насилие над "всеобщим ин­ теллектом" общества, его культурой, наукой, историческими традициями неиз­ бежно ведет к кризису идеологии и, как следствие, к социально-экономическому и политическому кризису общества. Главным критерием достоинства общегосударственной идеологии является гармонизация общечеловеческих, национальных, классово-сословных, религи­ озных, профессионально-групповых, региональных интересов и ценностей, а также учет интересов и ценностей каждого отдельно взятого человека; создание единой идеологии в переходном обществе процесс сложный, дли­ тельный, противоречивый, но неизбежный; в основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отечеству, восста­ новление, сохранение и развитие народных, религиозных, духовно-культурных ценностей и традиций при поддержке, в первую очередь, традиционных рели­ гий России (православия, ислама, буддизма, иудаизма) и лояльном отношении к другим религиозным конфессиям, и, самое главное, уважение духовно­ культурных традиций больших и малых народов и России, и всего мира; ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит целенаправ­ ленной воспитательной деятельности государства, учебно-образовательных учреждений, особенно школ, лицеев, колледжей, вузов, церкви, средств массо­ вой информации. Формирование духовно значимых ценностей как совокупность педагогиче­ ски необходимых для социализации школьника, вступающего в сложный проти­ воречивый мир, мы относим совокупность разнонаправленных мнений, обра­ зов, ценностных систем, ядром которых выступают непреходящие общечелове­ ческие ценности (человеческая жизнь, мать, родная земля, дом, семья, право человека на собственную уникальность, на физическую, духовную самобыт­ ность, природа, продукты человеческого труда, культурное наследие различных народов и наций, а также такие нравственные ценности как истина, добро, ми­ лосердие и т. д.) и национальные, религиозные, региональные ценности, а так­ же индивидуальные ценности каждой отдельной личности, не наносящие ущерба другим людям. Все перечисленное и является основанием для станов­ ления гражданственности ребенка в процессе его саморазвития, самореализа­ ции с помощью семьи, школы, государства и других факторов. Важным условием формирования гражданственности как нравственного ка­ чества школьников является изучение на факультативных занятиях религиоз­ ных источников: Библии, жития святых, духовной музыки и поэзии, философ­ ских и педагогических трудов религиозных ученых, а также труды и выступле­ ния видных деятелей современной Русской Православной Церкви и других конфессий по проблемам воспитания молодежи. Знакомство с работой воскресных религиозных школ разных конфессий по­ казывает большие потенциальные возможности использования опыта их рабо­ ты в светских учебных заведениях: теплое, "отеческое" отношение к детям, ак­ 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz