Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

стей православия, организация работы краеведческого факультатива и музея, создание национальной школы, изучение истории в начальной школе и 5-х классах) обусловлены следующими обстоятельствами: Во-первых, это системообразующие направления, каждое из которых носит интегративный характер, имеет свое специфическое содержание, свои формы, средства и методы работы. Дополняя друг друга, они создают систему урочной, внеклассной и внешкольной работы, что поднимает гражданское воспитание на более высокий качественный уровень. Во-вторых, каждое из этих направлений уже доказало свои педагогические возможности в формировании гражданственности детей в дореволюционной или советской школе. Однако этот опыт до сих пор недостаточно востребован учителями. В-третьих, всю свою многолетнюю педагогическую деятельность и в школе, и в вузе диссертант занимался этими направлениями учебно-воспитательной работы, обобщая передовой педагогический опыт работы школ России и Мур­ манской области по рассматриваемым проблемам. Отсюда естественное жела­ ние осмыслить результаты этой деятельности. Впервые в диссертационном исследовании по педагогике показана боль­ шая, прогрессивная роль Русской Православной Церкви в гражданском воспи­ тании школьников и молодежи: раскрыта сущность православного патриотизма, роль церкви в формировании духовности детей, в военно-патриотическом вос­ питании. С позиций культурологического подхода рассмотрены важнейшие религи­ озные источники в контексте возможности использования их нравственного и эстетического потенциала при разработке национально-регионального компо­ нента исторического образования на Кольском Севере. Идеологический кризис, возникший в процессе перестройки, своеобразной революции, которая в целом прошла достаточно мирным путем и которая уста­ новила рыночные (капиталистические) отношения и новую иерархию ценно­ стей, неизбежно привел к ослаблению государственной политики в деле фор­ мирования гражданственности подрастающих поколений. В процессе формирования новой иерархии ценностей не всегда удавалось сохранить преемственность и даже понимание важности непреходящих для формирования гражданственности многих национальных, традиционных рос­ сийских ценностей (соборность (коллективизм), доброту, бескорыстность, гос­ теприимство, жертвенность ради Отечества, энтузиазм и т. д.). Ориентация школьников на духовно-культурные ценности - объективная необходимость и решающее условие вывода России из затянувшегося соци­ ально-экономического и политического кризиса. Высшим проявлением духовности общества, его культуры является отно­ шение к личности ныне живущего человека, его ценностям, смыслу жизни, реа­ лизации разного рода гарантий, утверждающих реальный гуманизм. Постоянное возвышение образования, науки, культуры, престижа, интел­ лектуального труда - непременное условие развития прогресса каждого циви­ лизованного общества. Формирование духовных ценностей необходимо начинать прежде всего с ценностей национальных. На наш взгляд, очевидным является следующее: любому развитому духов­ но-нравственному обществу необходима объединяющая его идеология (при 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz