Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

нарушение иммунологической реактивности. В среднем 55 % учащихся имеют ту или иную форму патологии1; у малочисленных народов Севера зарегистри­ рованы одни из самых высоких показателей заболеваемости детей алкоголиз­ мом, которые превышают общероссийский уровень в 12-14 раз2. Преодолеть эти трудности можно только за счет использования новых вос­ питательных технологий и педагогического мастерства учителей и всех других участников учебно-воспитательного процесса, акцентируя внимание на необхо­ димость оздоровления детей в ходе этой деятельности. - Осуществленный нами принцип междисциплинароного подхода позволи интепретировать рассматриваемый феномен гражданственности с позиций от­ дельных отраслей научных знаний; педагогики, психологии, философии, куль­ турологии, истории, религии, этнопедагогики. В диссертации показан процесс возникновения, развития краеведения в России, рассмотрен понятийный аппарат, показана его роль в формировании гражданственности детей и трансформирование краеведения в близкое, но ка­ чественно новое понятие - национально-региональный компонент содержания образования. В процессе исследования были выявлены исторические, социально- экономические,- идеологические и педагогические предпосылки развития граж­ данского образования в России, которые условно можно разделить на 4 перио­ да: 1) период становления в России абсолютизма; 2) период расцвета Россий­ ской империи; 3) период становления советского государства; 4) постсоветский период (становление, развитие новой России). На основе аксиологического, системного, информационного, этнопедагоги- ческого, регионального подходов сформулированы; сущность, содержание, принципы, формы, методы гражданского образования. Гражданское образова­ ние рассматривается как целостное социально-педагогическое явление. Вариативная модель содержания гражданского образования школьников Кольского Севера характеризуется гибкостью в зависимости от меняющихся условий региональной среды. Анализ истории развития педагогической мысли в дореволюционной, со­ ветской и современной России показал, что роль, содержание, формы и мето­ ды гражданского воспитания школьников всегда были детерминированы соци­ ально-политическими, идеологическими предпосылками развития общества, господствующей системой ценностей и быстро реагировали на все социально- политические потрясения в государстве. Например, в царской России для формирования гражданственности детей много делала церковь; в советском тоталитарном атеистическом государстве формирование гражданственности осуществлялось в основном через октябрят- скую, пионерскую и комсомольскую детско-юношеские политические организа­ ции, которые были в каждой школе и оказывали существенную помощь в орга­ низации учебно-воспитательного процесса. Отечественная педагогика имеет много средств активизации гражданского воспитания школьников. Выбранные нами направления (ориентация школьни­ ков на духовно-культурные ценности, использование педагогических возможно- См : Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в го­ родах Мурманской области. Мурманск, 1994. С. 43. См.: Богданов Н. Б. Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия II Науки и биз­ нес. 2000. Ns 5. С. 5 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz