Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
Когда началось наступление фашистов на Мурманск? 13 66 - - 87 34 Как помогали дети взрослым в годы войны? 16 81,7 32 18,3 52 Назови награды города 22 99 34 - 44 1 Назови традиционные праздники города 15 84 28 16 [57 - Проведенная опытно-экспериментальная работа и ее результаты убеждают в том, что процесс формирования гражданственности в начальных классах и среднем звене можно сделать управляемым, чему в значительной мере спо собствует целенаправленная работа с региональными учебными пособиями по истории "Мой Мурманск", "История родного края", "Этих дней не смолкнет слава". В заключении диссертации обобщены результаты работы и сформированы основные выводы: Многолетнее исследование проблемы "Педагогические аспекты формиро вания гражданственности школьников (на материале содержания образования народов Кольского Севера)" подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и решило задачи диссертационной работы. В процессе экспериментальной работы показан комплекс педагогических условий, средств и форм работы, способствующих эффективности формирова ния гражданственности школьников на основе национально-регионального ком понента содержания образования. Исследование показало: - федеральными и областными нормативными документами определено направление на развитие в части национально-регионального образования. В соответствии с социальным заказом общества и государства системе общего образования основные направления реформирования определяются: объективно потребностями общества и государства в гражданах, способных ук реплять российскую государственность в условиях многонационального поли- культурного и все более расслаивающегося общества; субъективно - потреб ностями подрастающего поколения в получении качественного образования, адекватного социальным и экономическим потребностям личности условиям жизни общества. - Формирование интегративного качества гражданственности у школьников Кольского Севера не просто трудная сама по себе проблема, так как обуслов лена влиянием многочисленных объективных и субъективных общероссийских факторов, но успешность ее реализации в условиях Кольского Заполярья ос ложняют многочисленные региональные особенности: географические, клима тические, исторические, социально-экономические, экологические, демографи ческие и другие факторы, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Особенно негативно на учебно-воспитательный процесс влияют неблаго приятные климатические и погодные условия Кольского Заполярья: морозы, ветра, перепады температуры и давления, недостаток кислорода, повышенная влажность, негативное влияние на человеческий организм полярной ночи и по лярного дня, явления электромагнитной природы и т. п. Особенно трудно адап тируются к условиям Крайнего Севера дети, приезжающие с родителями с юга и средней полосы России. Следствием экстремальных климатических условий является ослабленное здоровье детей Севера. Так, у 60% школьников Мурманской области выявлено 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz