Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

доброта, юмор и всегда хороший конец", "сказки интересно пересказывать, т. к. всегда что-то добавишь свое" и т. д. Поют русские народные песни 8% учащихся контрольных классов и 19,6% учащихся экспериментальных классов. Дети пишут: "это очень искренние мело­ дичные песни, они трогают душу", "эти песни создают хорошее настроение”, "мне нравится их непохожесть на современные песни". Есть и критические за­ мечания в адрес народных песен: "это не современные песни", "сплошное за­ нудство", "в песнях много непонятных слов" и т. д. Чаще песни поют те дети, ко­ торые слышат исполнение народных песен в семье, или участники художест­ венной самодеятельности. Меньше всего дети знают, любят и танцуют народ­ ные танцы: всего 3,6% учеников контрольных классов и 5% учеников экспери­ ментальных классов. Обычно это дети, занимающиеся в танцевальных кружках или имеющие родственников, которые любят и танцуют народные танцы. Для выявления ценностных предпочтений учеников экспериментальных классов в выборе образцов для подражания им были предложены следующие девять образцов: национальные (или местные) герои, выдающиеся спортсме­ ны, знаменитые артисты, герои боевиков, родственники, одноклассники, Бог, учителя, "новые русские" (банкиры, крупные предприниматели). Анализ таблицы показывает, что ответы учеников экспериментальных классов более предпочтительны в нравственном плане, как юных граждан Рос­ сии. Большинство школьников контрольных и экспериментальных классов глав­ ным образцом для подражания считают своих родственников (отца, мать, стар­ шего брата или сестру, дедушку и прадедушку). Однако в экспериментальных классах это предпочтение на 21% выше. В анкетах дети пишут о своих родите­ лях, отмечая их высокие нравственные качества: "доброту не только к членам семьи, но и ко всем людям", "честность, неподкупность", "хорошие специали­ сты, которых уважают на производстве", "умеют переносить жизненные трудно­ сти” и т. д. Часто в анкетах вспоминают прадедушек - участников Великой Оте­ чественной войны: "мой прадедушка - настоящий герой, совершил на войне много подвигов, за что его наградили тремя орденами и семью медалями", "мой прадедушка защищал Мурманск, воевал в Долине смерти, был ранен, а закон­ чил войну в Берлине и даже расписался на Рейхстаге", "мой дедушка ходил в море на БМРТ 35 лет” . Берут дети пример и с более молодых родственников: "Мой отец служит в ОМОНе, пять раз был в командировке в Чечне", "мой отец подводник, плавает на атомоходе, это очень сложная и опасная профессия" и т. д . За 15-20 лет коренным образом изменились ценностные предпочтения школьников в выборе образцов для подражания. Очень низким стал рейтинг спортсменов и артистов. Появились новые образцы для подражания: Бог, но­ вые русские. Школьники не пишут, что они являются верующими. Бог воспри­ нимается ими как настоящий герой, который совершил подвиг ради людей. Они пишут: "Сегодня так мало людей, способных на подвиг ради общества, все жи­ вут сами по себе". Желание подражать "новым русским" школьники объясняют следующим образом: "Это люди, которые могут обеспечить семью всем необ­ ходимым: питание, одежда, приобрести для старых родственников лекарства"; "они много путешествуют и могут посмотреть любую страну мира”, "они могут дать своим детям хорошее образование", "среди них, правда, редко, но встре­ чаются спонсоры". 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz