Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
же из рассказов взрослых. Такую информацию о Кольской земле в специальных детских изданиях в достаточной мере школьники Заполярья пока получить не могут. Кроме того, краеведческий материал включает не только сложный обще исторический аппарат, но и местную терминологию, не понятную многочислен ным приезжим (военнослужащим, переселенцам), да и городским жителям, а Мурманская область является самой урбанизированной областью в Россий ской Федерации. Краеведческий курс посипен для учащихся 5-х классов и вызывает у них значительный интерес. Наличие большого разнообразного документального материала, представ ленного в книге, разноуровневые вопросы и задания позволяют на уроках ус пешно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обуче нии детей. Результативность учебно-воспитательной работы и прежде всего граждан ского воспитания школьников увеличивается при осуществлении учителем ор ганической связи уроков истории во внеклассной и внешкольной работе по предмету (прежде всего поисковой). Курс "История Кольского края" предъявляет серьезные нравственно этические требования к личности учителя. Этот курс, при равных условиях, в первую очередь должны вести неравнодушные люди, имеющие ярко выра женное, заинтересованное отношение к Кольскому краю, его истории, сего дняшним социально-экономическим и экологическим проблемам, и главное, к его людям: старожилам, ветеранам войны и труда, коренным жителям края. Учителям, ведущим краеведческие курсы, необходимо установить сотруд ничество с государственными организациями и учреждениями, занимающимися вопросами краеведения: музеями разного профиля, архивами, общественными и научными организациями с целью получения новой краеведческой информа ции и привлечения специалистов для эпизодического участия их в проведении отдельных уроков и внеклассных мероприятий по предмету. Ряд учителей г. Мурманска по своей инициативе стали изучать региональ ный курс "История Кольского края" в 3-х классах по системе развивающего обу чения Л. В. Занкова. Особенно успешно это делает учитель истории СШ № 49 Л. Н. Лобченко. На каждом уроке она успешно использует элементы деловых игр, театрализации, а также специально разработанные опорные сигналы, по зволяющие запоминать и вникать в сущность рассматриваемых вопросов При выявлении уровня усвоения подростками школьниками национально культурных и социально-исторических ценностей, изучая авторский региональ ный курс "История родного края,:, в качестве показателей интеллектуального критерия мы выделяем следующие национальные ценности: 1) устное народ ное творчество (фольклор) поморов: песни, сказки, былины, "плачки", поговор ки, пословицы, загадки; 2) памятники русского деревянного зодчества: избы, амбары, часовни, церкви; 3) декоративно-прикладное искусство: вышивка (по лотенца, повойники (поморские головные уборы), скатерти, занавески и т. д.), расписные прялки, деревянные игрушки; 4) народные и религиозные праздники, обряды, традиции, обычаи (Рождество, Масленица, Вербное воскресение, Пас ха, Троица, Иванов день, Успение, Покров, Новый год, День рыбака, День сла вянской письменности и культуры, День города. Дни саамской культуры, фольк лорные фестивали); 5) исторические события (рождение города, важнейшие 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz