Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

На уроках-зачетах, смотрах, встречах, играх, КВН, вечерах песни и пляски, дискотеках звучат коми, саами, ненецкий и русский язык. С большим интере­ сом дети рассказывают сами и слушают сказки, стихи на родных языках, поют песни, танцуют, с увлечением участвуют в викторинах, конкурсах и других ме­ роприятиях. Распад СССР и как результат многочисленная миграция населения с тер­ риторий бывшего единого государства в Россию привел к тому, что и на Коль­ ской земле появились беженцы - представители многих национальностей. Любая миграция порождает новые проблемы, одной из которых является проблема сохранения и развития своей национальной культуры и овладение культурой того народа, с которым они проживают. И если первое поколение ми­ грантов еще выступало носителем традиций культуры своего народа, то моло­ дежь (особенно которая родилась уже здесь, при отсутствии развитых структур, школ или классов с обучением на родных языках, печати, позволяющих сохра­ нить мигрантам и их детям связь с родной культурой) теряет те национально­ этнические корни, без которых невозможно воспитание патриотизма и интерна­ ционализма Разрыв связей ведет к национальному отчуждению, которое, в свою оче­ редь, является одной из причин межнациональных конфликтов. Потребность в сохранении своих традиций, культурных истоков возродили к жизни быстро завоевавшие признание национальные культурные общества: белорусское, ук­ раинское, еврейское, башкирское. Религиозные традиции помогают сохранить возникшие воскресные школы. Они подразделяются на два основных типа: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно­ нравственного воспитания (у христиан - воскресные, у мусульман - пятничные, у иудеев - субботние) и общеобразовательные. На Кольской земле воскресные школы возникли лишь в 90-х годах XX века. В 2002 году у нас зарегистрировано 16 конфессий и 140 религиозных общин, половина из которых имеет свои вос­ кресные школы, осуществляющие религиозное просвещение взрослых и детей. В экспериментальной работе диссертанта осуществлена идея, неоднократ­ но высказываемая еще в XIX веке великими русскими педагогами К. Д. Ушин- ским и Л. Н. Толстым, о возможности и необходимости изучения истории родно­ го края на ранних этапах обучения школьников. При содействии Управления образованием администрации Мурманской об­ ласти, которое рекомендовало к изданию в 1991 году учебное пособие для учащихся 5 класса "История родного края", написанное диссертантом, в ряде школ Кольского края в течение десяти лет ведется этот курс. Анализ многолет­ ней экспериментальной деятельности позволяет сделать некоторые выводы: - В школах недооцениваются познавательные возможности детей младше­ го школьного возраста. - Мы традиционно считаем абсолютно верной мысль о том, что все то, что близко к нам (т. е. краеведческие знания) понятнее, доступнее того, что мы уз­ наем из отечественной истории. На практике это далеко не всегда так. Например, история Кольского края периода средневековья для восприятия пятиклассника более трудна, чем исто­ рия средневековья государства Российского в целом, т. к. минимальные знания по отечественной истории школьники (и их родители, даже не имеющие хоро­ шего образования) могут получить из многочисленных детских и популярных изданий, художественных и популярных фильмов, теле- и радиопередач, а так­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz