Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
На уроках-зачетах, смотрах, встречах, играх, КВН, вечерах песни и пляски, дискотеках звучат коми, саами, ненецкий и русский язык. С большим интере сом дети рассказывают сами и слушают сказки, стихи на родных языках, поют песни, танцуют, с увлечением участвуют в викторинах, конкурсах и других ме роприятиях. Распад СССР и как результат многочисленная миграция населения с тер риторий бывшего единого государства в Россию привел к тому, что и на Коль ской земле появились беженцы - представители многих национальностей. Любая миграция порождает новые проблемы, одной из которых является проблема сохранения и развития своей национальной культуры и овладение культурой того народа, с которым они проживают. И если первое поколение ми грантов еще выступало носителем традиций культуры своего народа, то моло дежь (особенно которая родилась уже здесь, при отсутствии развитых структур, школ или классов с обучением на родных языках, печати, позволяющих сохра нить мигрантам и их детям связь с родной культурой) теряет те национально этнические корни, без которых невозможно воспитание патриотизма и интерна ционализма Разрыв связей ведет к национальному отчуждению, которое, в свою оче редь, является одной из причин межнациональных конфликтов. Потребность в сохранении своих традиций, культурных истоков возродили к жизни быстро завоевавшие признание национальные культурные общества: белорусское, ук раинское, еврейское, башкирское. Религиозные традиции помогают сохранить возникшие воскресные школы. Они подразделяются на два основных типа: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно нравственного воспитания (у христиан - воскресные, у мусульман - пятничные, у иудеев - субботние) и общеобразовательные. На Кольской земле воскресные школы возникли лишь в 90-х годах XX века. В 2002 году у нас зарегистрировано 16 конфессий и 140 религиозных общин, половина из которых имеет свои вос кресные школы, осуществляющие религиозное просвещение взрослых и детей. В экспериментальной работе диссертанта осуществлена идея, неоднократ но высказываемая еще в XIX веке великими русскими педагогами К. Д. Ушин- ским и Л. Н. Толстым, о возможности и необходимости изучения истории родно го края на ранних этапах обучения школьников. При содействии Управления образованием администрации Мурманской об ласти, которое рекомендовало к изданию в 1991 году учебное пособие для учащихся 5 класса "История родного края", написанное диссертантом, в ряде школ Кольского края в течение десяти лет ведется этот курс. Анализ многолет ней экспериментальной деятельности позволяет сделать некоторые выводы: - В школах недооцениваются познавательные возможности детей младше го школьного возраста. - Мы традиционно считаем абсолютно верной мысль о том, что все то, что близко к нам (т. е. краеведческие знания) понятнее, доступнее того, что мы уз наем из отечественной истории. На практике это далеко не всегда так. Например, история Кольского края периода средневековья для восприятия пятиклассника более трудна, чем исто рия средневековья государства Российского в целом, т. к. минимальные знания по отечественной истории школьники (и их родители, даже не имеющие хоро шего образования) могут получить из многочисленных детских и популярных изданий, художественных и популярных фильмов, теле- и радиопередач, а так 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz