Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

направленно готовящих детей к новым общественным отношениям; развитие национально-регионального компонента содержания образования; предостав­ ление учащимся возможности в школе, учреждениях дополнительного образо­ вания получать дополнительное образование в соответствии со своими жела­ ниями и возможностями и т. д. Но для школы и общественной жизни характерны и ряд серьезных негатив­ ных явлений: свертывание в школе воспитательной работы, неумение и неже­ лание учителей и воспитателей проводить ее с учетом возрастных потребно­ стей и индивидуальных желаний школьников разного возраста, неумение об­ щаться с детьми вне учебных занятий, отсутствие в большинстве школ детских и юношеских самодеятельных организаций, тяжелое материальное положение, которое испытывает сегодня средняя общеобразовательная школа, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, детские клубы (многие из них закрыты), спортивные и художественные школы и другие обра- зовательно-воспитательные учреждения системы образования; появление миллионов беспризорников, пополняющих ряды несовершеннолетних преступ­ ников; распространение детского алкоголизма, проституции, наркомании и т. д. Исследования социологов показывают, что за 10-15 лет произошли корен­ ные изменения в ценностно-нравственных ориентациях учащейся молодежи. Так, 80% старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга хотят уехать из Рос­ сии, 60% считают самой престижной профессию путаны. Исследования ученых Мурманского пединститута показали, что среди уча­ щихся школ, ПТУ, техникумов в возрасте 14-18 лет большинство опрошенных на первое место ставят материальный комфорт (47%), только 10% выпускников верят в науку и разум, лишь 8,2% старшеклассников относятся к труду как к значимой ценности, не многие молодые люди (всего 6%) признают христиан­ ские ценности, и, наконец, самое печальное - на последнем 14 месте в ряду жизненных ценностей оказался патриотизм (5,6%)1. Мы разделяем мнение Б. С. Гершунского о том, что "...пассивное воспри­ ятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современного образования. Тем самым образова­ ние лишается своей важнейшей опережающей, прогностической функции, те­ ряет возможность влиять на общественные идеалы, вести активную, преобра­ зовательную работу по их совершенствованию2. В условиях перестроечного, кризисного времени, на наш взгляд, одним из актуальных направлений воспитательной работы, способствующих оптимиза­ ции учебно-воспитательного процесса в школе и других образовательных уч­ реждениях системы образования является концентрация усилий учителей и воспитателей на формирование важнейшего интегративного качества растуще­ го человека - гражданственности, которое во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность "жить по совести" (А. И. Солженицын). Не случайно Академия педагогических и социальных наук считает, что в концептуальном плане "самое важное для у тв е р ж д е н и я новых государствен­ ных сообществ, включая преяде всего Россию, это проблема становления от­ 1Рыбкин В. Р. Юность в хаосе реформ: опыт социально-этического становления самосознания молодежи Мурманской области в 1994-1996 годах. Мурманск МГПИ, 1996. С. 32. 2 Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный ин-т • Флин­ та, 1998. С. 2. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz