Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
направленно готовящих детей к новым общественным отношениям; развитие национально-регионального компонента содержания образования; предостав ление учащимся возможности в школе, учреждениях дополнительного образо вания получать дополнительное образование в соответствии со своими жела ниями и возможностями и т. д. Но для школы и общественной жизни характерны и ряд серьезных негатив ных явлений: свертывание в школе воспитательной работы, неумение и неже лание учителей и воспитателей проводить ее с учетом возрастных потребно стей и индивидуальных желаний школьников разного возраста, неумение об щаться с детьми вне учебных занятий, отсутствие в большинстве школ детских и юношеских самодеятельных организаций, тяжелое материальное положение, которое испытывает сегодня средняя общеобразовательная школа, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, детские клубы (многие из них закрыты), спортивные и художественные школы и другие обра- зовательно-воспитательные учреждения системы образования; появление миллионов беспризорников, пополняющих ряды несовершеннолетних преступ ников; распространение детского алкоголизма, проституции, наркомании и т. д. Исследования социологов показывают, что за 10-15 лет произошли корен ные изменения в ценностно-нравственных ориентациях учащейся молодежи. Так, 80% старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга хотят уехать из Рос сии, 60% считают самой престижной профессию путаны. Исследования ученых Мурманского пединститута показали, что среди уча щихся школ, ПТУ, техникумов в возрасте 14-18 лет большинство опрошенных на первое место ставят материальный комфорт (47%), только 10% выпускников верят в науку и разум, лишь 8,2% старшеклассников относятся к труду как к значимой ценности, не многие молодые люди (всего 6%) признают христиан ские ценности, и, наконец, самое печальное - на последнем 14 месте в ряду жизненных ценностей оказался патриотизм (5,6%)1. Мы разделяем мнение Б. С. Гершунского о том, что "...пассивное воспри ятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современного образования. Тем самым образова ние лишается своей важнейшей опережающей, прогностической функции, те ряет возможность влиять на общественные идеалы, вести активную, преобра зовательную работу по их совершенствованию2. В условиях перестроечного, кризисного времени, на наш взгляд, одним из актуальных направлений воспитательной работы, способствующих оптимиза ции учебно-воспитательного процесса в школе и других образовательных уч реждениях системы образования является концентрация усилий учителей и воспитателей на формирование важнейшего интегративного качества растуще го человека - гражданственности, которое во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность "жить по совести" (А. И. Солженицын). Не случайно Академия педагогических и социальных наук считает, что в концептуальном плане "самое важное для у тв е р ж д е н и я новых государствен ных сообществ, включая преяде всего Россию, это проблема становления от 1Рыбкин В. Р. Юность в хаосе реформ: опыт социально-этического становления самосознания молодежи Мурманской области в 1994-1996 годах. Мурманск МГПИ, 1996. С. 32. 2 Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный ин-т • Флин та, 1998. С. 2. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz