Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
Все это не может не сказаться на процессе становления национальных сис тем образования, призванных обеспечить, с одной стороны, целостность и единство образовательного пространства России, высокий уровень готовности выпускников национальных школ к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, а с другой - приобщение выпускников националь ных школ к духовному наследию своего народа, к его традициям и культуре. Прогрессирующая глобализация культуры, несмотря на положительные перспективы, которые она обещает мировому сообществу, таит в себе целый ряд опасностей, важнейшей из которых является потеря этнической и личност ной уникальности, что приводит к потере разнообразия и как следствие к сни жению жизнеустойчивости как отдельных наций, народов, этносов, так и всего человеческого сообщества. Объективная необходимость преодоления разоб щенности и ментальной несовместимости человеческих сообществ наряду с со хранением их культурно-этнического своеобразия - один из глобальных вызо вов нового столетия современным региональным образовательным системам. В исследовании рассматривается теория национального образования в пе дагогической истории России в последней четверти XIX - 90-х годах прошлого века, которая прошла путь от отдельных авторских идей, подходов к целым на правлениям, научным школам, разностороннему и комплексному видению про блем. Проблемы национального образования нашли отражение в трудах Л. Т. Ал таевой, П. П. Блонского, А. Л. Бугаевой, М. В. Богуславского, Т. С. Буториной, И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Б. С. Гершунского, С. И. Гессена, О. И. Давыдо вой, В. И. Додонова, С. Ф. Егорова, Н. И. Ильминского, П. Ф. Каптерева, Н. И. Ковалевского, М. Н. Кузьмина, В. А. Мясникова, Н. Д. Никандрова, 3. Г. Найденовой, В. Г. Пряниковой, 3. И. Равкина, И. 3. Сковородкиной, В. Н. Сороки-Росинского, Я. С. Турбовского К. Д. Ушинского и др. В 1974 году на Кольской земле, в Ловозерской школе-интернате, открыта первая в нашем крае национальная школа, где учатся дети народов Севера - саамы, коми, ненцы, эвенки и небольшое число русских, украинцев, белорусов. В школе-интернате проделана большая работа по созданию учебно методического комплекса по саамскому языку: программ, учебников, методиче ских пособий для учащихся и учителей, дидактического материала и т. д. Пока такой комплекс создан лишь для начальной школы. Кроме саамского, в началь ной школе ведется преподавание языка коми. В учебный план национальной школы введен предмет "Национальные про мыслы". Девочки под руководством опытных мастериц осваивают обработку кожи и меха, мальчиков обучают обработке кости и рога. С 1990 года преподается специальный предмет "Национальная культура народов Севера” . Национально-региональный компонент наиболее ярко и глубоко проявляет ся в содержании предметов гуманитарного цикла: на уроках литературы изуча ется устное творчество народов Севера, произведения саамских писателей и поэтов: О. Вороновой, Э. Галкиной, А. Баженова, Е. Коркиной; на уроках исто рии изучается история, быт, культура народов Севера, происходит знакомство с их героями. Своеобразным итогом работы детского и педагогического коллектива шко лы-интерната является ставший традиционным ежегодно проводимый праздник - Дни национальных культур. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz