Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

Все это не может не сказаться на процессе становления национальных сис­ тем образования, призванных обеспечить, с одной стороны, целостность и единство образовательного пространства России, высокий уровень готовности выпускников национальных школ к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, а с другой - приобщение выпускников националь­ ных школ к духовному наследию своего народа, к его традициям и культуре. Прогрессирующая глобализация культуры, несмотря на положительные перспективы, которые она обещает мировому сообществу, таит в себе целый ряд опасностей, важнейшей из которых является потеря этнической и личност­ ной уникальности, что приводит к потере разнообразия и как следствие к сни­ жению жизнеустойчивости как отдельных наций, народов, этносов, так и всего человеческого сообщества. Объективная необходимость преодоления разоб­ щенности и ментальной несовместимости человеческих сообществ наряду с со­ хранением их культурно-этнического своеобразия - один из глобальных вызо­ вов нового столетия современным региональным образовательным системам. В исследовании рассматривается теория национального образования в пе­ дагогической истории России в последней четверти XIX - 90-х годах прошлого века, которая прошла путь от отдельных авторских идей, подходов к целым на­ правлениям, научным школам, разностороннему и комплексному видению про­ блем. Проблемы национального образования нашли отражение в трудах Л. Т. Ал­ таевой, П. П. Блонского, А. Л. Бугаевой, М. В. Богуславского, Т. С. Буториной, И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Б. С. Гершунского, С. И. Гессена, О. И. Давыдо­ вой, В. И. Додонова, С. Ф. Егорова, Н. И. Ильминского, П. Ф. Каптерева, Н. И. Ковалевского, М. Н. Кузьмина, В. А. Мясникова, Н. Д. Никандрова, 3. Г. Найденовой, В. Г. Пряниковой, 3. И. Равкина, И. 3. Сковородкиной, В. Н. Сороки-Росинского, Я. С. Турбовского К. Д. Ушинского и др. В 1974 году на Кольской земле, в Ловозерской школе-интернате, открыта первая в нашем крае национальная школа, где учатся дети народов Севера - саамы, коми, ненцы, эвенки и небольшое число русских, украинцев, белорусов. В школе-интернате проделана большая работа по созданию учебно­ методического комплекса по саамскому языку: программ, учебников, методиче­ ских пособий для учащихся и учителей, дидактического материала и т. д. Пока такой комплекс создан лишь для начальной школы. Кроме саамского, в началь­ ной школе ведется преподавание языка коми. В учебный план национальной школы введен предмет "Национальные про­ мыслы". Девочки под руководством опытных мастериц осваивают обработку кожи и меха, мальчиков обучают обработке кости и рога. С 1990 года преподается специальный предмет "Национальная культура народов Севера” . Национально-региональный компонент наиболее ярко и глубоко проявляет­ ся в содержании предметов гуманитарного цикла: на уроках литературы изуча­ ется устное творчество народов Севера, произведения саамских писателей и поэтов: О. Вороновой, Э. Галкиной, А. Баженова, Е. Коркиной; на уроках исто­ рии изучается история, быт, культура народов Севера, происходит знакомство с их героями. Своеобразным итогом работы детского и педагогического коллектива шко­ лы-интерната является ставший традиционным ежегодно проводимый праздник - Дни национальных культур. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz