Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

краеведческий факультатив, туристско-краеведческие кружки, школьный музей, массовая поисково-краеведческая работа, краеведческие уроки и т. д. Сегодня факультативный курс - "это необязательный предмет, изучаемый учащимися высших и общеобразовательных учреждений для расширения об­ щекультурного и научно-теоретического кругозора1. Факультативные занятия относятся к вспомогательным формам обучения, что, однако, ничуть не снижает их значимости в учебно-воспитательном про­ цессе. Многолетняя экспериментальная работа показала, что краеведческий фа­ культатив "синтетического" содержания не просто дает знания по истории Кольского края, школьному музееведению, источниковедению, туризму, но пре­ жде всего создает условия для успешного формирования гражданственности школьников в процессе поисковой краеведческой деятельности, результатив­ ность которой обуславливается развитием мотивационной сферы детей, осоз­ нанием ими общественной значимости этой работы, педагогической инструмен­ товкой, позволяющей учитывать возрастные, психологические особенности де­ тей, а также объективные потребности нашего региона. Исследование показало большую роль в гражданском воспитании школьни­ ков и студентов школьного краеведческого музея и на его основе перепрофи­ лированного "Музея народного образования Кольского края". Школьные и вузовские музеи - хорошо апробированное средство воспита­ ния и форма организации сотрудничества учителей и учеников, позволяющее создать благоприятные условия для формирования гражданственности детей в процессе педагогического общения и включения их в разнообразную, общест­ венно значимую деятельность. Знакомство с историей родного края в ходе участия детей в поисковой ра­ боте, изучение и оформление собранных краеведческих источников и материа­ лов формирует любовь к "малой Родине", чувство патриотизма. Общественно значимая деятельность по организации шефства над ветера­ нами войны и труда, старожилами города, активное участие не только в школь­ ных делах, но и мероприятиях города (субботниках, праздниках и т. д.) форми­ рует активную гражданскую позицию, делает их сопричастными ко всем собы­ тиям родного города и края. Многообразие и многоплановость деятельности, по формам и содержанию, музея создают условия: а) для саморазвития личности, удовлетворяя не только возрастные потребности подростков, но и индивидуальные, личностные, свя­ занные с особенностями каждого школьника; б) для формирования социальных установок школьников на "духовно-нравственные ценности". В главе рассматривается проблема становления и оптимального развития национальных систем образования. В условиях многонационального государства особую актуальность и остро­ ту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, прожи­ вающих вне национально-государственных образований и ряда других вопро­ сов, связанных с развитием и функционированием национальных языков и на­ циональных культур, сохранением национально-этических компонентов духов­ ной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т. д. ' Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995. С. 36. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz