Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
краеведческий факультатив, туристско-краеведческие кружки, школьный музей, массовая поисково-краеведческая работа, краеведческие уроки и т. д. Сегодня факультативный курс - "это необязательный предмет, изучаемый учащимися высших и общеобразовательных учреждений для расширения об щекультурного и научно-теоретического кругозора1. Факультативные занятия относятся к вспомогательным формам обучения, что, однако, ничуть не снижает их значимости в учебно-воспитательном про цессе. Многолетняя экспериментальная работа показала, что краеведческий фа культатив "синтетического" содержания не просто дает знания по истории Кольского края, школьному музееведению, источниковедению, туризму, но пре жде всего создает условия для успешного формирования гражданственности школьников в процессе поисковой краеведческой деятельности, результатив ность которой обуславливается развитием мотивационной сферы детей, осоз нанием ими общественной значимости этой работы, педагогической инструмен товкой, позволяющей учитывать возрастные, психологические особенности де тей, а также объективные потребности нашего региона. Исследование показало большую роль в гражданском воспитании школьни ков и студентов школьного краеведческого музея и на его основе перепрофи лированного "Музея народного образования Кольского края". Школьные и вузовские музеи - хорошо апробированное средство воспита ния и форма организации сотрудничества учителей и учеников, позволяющее создать благоприятные условия для формирования гражданственности детей в процессе педагогического общения и включения их в разнообразную, общест венно значимую деятельность. Знакомство с историей родного края в ходе участия детей в поисковой ра боте, изучение и оформление собранных краеведческих источников и материа лов формирует любовь к "малой Родине", чувство патриотизма. Общественно значимая деятельность по организации шефства над ветера нами войны и труда, старожилами города, активное участие не только в школь ных делах, но и мероприятиях города (субботниках, праздниках и т. д.) форми рует активную гражданскую позицию, делает их сопричастными ко всем собы тиям родного города и края. Многообразие и многоплановость деятельности, по формам и содержанию, музея создают условия: а) для саморазвития личности, удовлетворяя не только возрастные потребности подростков, но и индивидуальные, личностные, свя занные с особенностями каждого школьника; б) для формирования социальных установок школьников на "духовно-нравственные ценности". В главе рассматривается проблема становления и оптимального развития национальных систем образования. В условиях многонационального государства особую актуальность и остро ту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, прожи вающих вне национально-государственных образований и ряда других вопро сов, связанных с развитием и функционированием национальных языков и на циональных культур, сохранением национально-этических компонентов духов ной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т. д. ' Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995. С. 36. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz