Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

- правовое - единая законодательная и нормативно-правовая база, цемен­ тирующая все звенья образовательной системы и обусловливающих в право­ вых нормах их совместную жизнедеятельность; - организационно-управленческое - единая организационная структура об­ разования на всех уровнях, устраняющая барьеры между ними; - содержательное — единая информационная среда, единое информацион­ ное пространство, удерживающее целостность пространства образовательного; - личностное - единый образовательный стандарт, гарантирующий равные образовательные возможности (социальные и географические) при сохранении права на образовательный выбор, на выстраивание собственной образова­ тельной траектории. Отсюда возникает задача создания международной законодательной базы, на которую можно опираться, решая задачу создания единого образовательно­ го пространства стран Баренц-региона. В третьей главе "Пути активизации гражданского воспитания школьников" анализируется сложное нравственное понятие "духовность", которое первона­ чально использовалось в религиозной и философской антропологии. Нагорная проповедь - первый источник, где речь идет об иерархии человеческих ценно­ стей, о приоритете заботы о душе над повседневными практическими забота­ ми. Иисус говорит; "Не для души вашей, что вам есть и пить, не для тела ваше­ го, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело - одежды?" (Мф. 6:25). Анализ взглядов по проблемам духовно-культурных ценностей от Я. А. Ко- менского, В. И. Даля, И. А. Ильина до сегодняшних современных философов, социологов, педагогов: А. Г. Асмолова, И. В. Бестужева-Лады, В. С. Библера, М. В. Богуславского, Е. В. Бондаревской, Т. И. Власова, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ю. В. Громыко, Г. П. Выжлевцева, В. Н. Даниленко, В. А. Кара- ковского, В. И. Мурашева, Н. Д. Никандрова, Л. И. Новиковой, И. М. Сисемской, А. Д. Солдатенкова, В. Н. Сагатовского, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щурковой и др. позволяет сделать вывод о том, как велико значение духовной жизни ребенка в его саморазвитии, самореализации, а значит и в развитии всего общества. Об этом пророчески писал И. А. Ильин: "...кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия..."’ ’ Одним из путей духовного становления личности ребенка, стимулирующим при этом формирование гражданских качеств личности, является религиозное образование. В исследовании рассмотрены место и роль религии (православия) в обще­ ственной жизни в середине XIX века, в советское и постсоветское время, пока­ заны большие потенциальные возможности религии в эмоциональном, нравст­ венном, гражданском воспитании детей, раскрывается положительный опыт со­ трудничества Русской Православной Церкви с Министерством образования РФ и Российской Академией наук, показывается серьезная опасность для психиче­ ского и физического здоровья детей, которую несут многочисленные автори­ тарные секты, действующие на территории страны. Одним из важных факторов активизации гражданского воспитания учащих­ ся является создание системы краеведческой работы в школе. Наиболее опти­ мальный результат приходит, когда создается и организуется деятельность краеведческого комплекса, который включает в себя такие важные звенья, как 1Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 402. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz