Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
- правовое - единая законодательная и нормативно-правовая база, цемен тирующая все звенья образовательной системы и обусловливающих в право вых нормах их совместную жизнедеятельность; - организационно-управленческое - единая организационная структура об разования на всех уровнях, устраняющая барьеры между ними; - содержательное — единая информационная среда, единое информацион ное пространство, удерживающее целостность пространства образовательного; - личностное - единый образовательный стандарт, гарантирующий равные образовательные возможности (социальные и географические) при сохранении права на образовательный выбор, на выстраивание собственной образова тельной траектории. Отсюда возникает задача создания международной законодательной базы, на которую можно опираться, решая задачу создания единого образовательно го пространства стран Баренц-региона. В третьей главе "Пути активизации гражданского воспитания школьников" анализируется сложное нравственное понятие "духовность", которое первона чально использовалось в религиозной и философской антропологии. Нагорная проповедь - первый источник, где речь идет об иерархии человеческих ценно стей, о приоритете заботы о душе над повседневными практическими забота ми. Иисус говорит; "Не для души вашей, что вам есть и пить, не для тела ваше го, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело - одежды?" (Мф. 6:25). Анализ взглядов по проблемам духовно-культурных ценностей от Я. А. Ко- менского, В. И. Даля, И. А. Ильина до сегодняшних современных философов, социологов, педагогов: А. Г. Асмолова, И. В. Бестужева-Лады, В. С. Библера, М. В. Богуславского, Е. В. Бондаревской, Т. И. Власова, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ю. В. Громыко, Г. П. Выжлевцева, В. Н. Даниленко, В. А. Кара- ковского, В. И. Мурашева, Н. Д. Никандрова, Л. И. Новиковой, И. М. Сисемской, А. Д. Солдатенкова, В. Н. Сагатовского, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щурковой и др. позволяет сделать вывод о том, как велико значение духовной жизни ребенка в его саморазвитии, самореализации, а значит и в развитии всего общества. Об этом пророчески писал И. А. Ильин: "...кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия..."’ ’ Одним из путей духовного становления личности ребенка, стимулирующим при этом формирование гражданских качеств личности, является религиозное образование. В исследовании рассмотрены место и роль религии (православия) в обще ственной жизни в середине XIX века, в советское и постсоветское время, пока заны большие потенциальные возможности религии в эмоциональном, нравст венном, гражданском воспитании детей, раскрывается положительный опыт со трудничества Русской Православной Церкви с Министерством образования РФ и Российской Академией наук, показывается серьезная опасность для психиче ского и физического здоровья детей, которую несут многочисленные автори тарные секты, действующие на территории страны. Одним из важных факторов активизации гражданского воспитания учащих ся является создание системы краеведческой работы в школе. Наиболее опти мальный результат приходит, когда создается и организуется деятельность краеведческого комплекса, который включает в себя такие важные звенья, как 1Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 402. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz