Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

Диссертант подробно раскрывает содержание и формы сотрудничества в области образования школ края, Мурманского педагогического института со странами Баренц-региона, участником которых является, показывает их ре­ зультативность и взаимовыгоду. В настоящее время МГПИ участвует в следующих научных и образователь­ ных проектах: История русско-норвежских отношений (совместно с факультетом об­ разования Университета г. Тромсё, Норвегия); Социализация детей в условиях Арктического Севера (совместно с Высшей школой г. Тромсё, Норвегия); Физика плазмы (совместно с Университетом г. Тромсё, Норвегия); Применение компьютерной программы "Математика" в преподавании физико-математических дисциплин (совместно с Политехническим институтом г Рованиеми, Финляндия). Развитие экономических, культурных, гуманитарных контактов между стра­ нами Северной Европы потребовало подготовки соответствующих специали­ стов, хорошо владеющих английским, русским, скандинавскими языками, раз­ бирающихся в политическом устройстве стран региона, особенностями их эко­ номического, хозяйственного и культурного развития. Для выполнения этого со­ циального заказа еще в 1993 году при Мурманском педагогическом институте были открыты курсы русского языка для иностранцев, ставшие зародышем Ба- ренц-факультета - нового структурного подразделения вуза. В марте 1994 года МГПИ получил лицензию на организацию работы Ба- ренц-факультета. В 1999 году факультет готовил специалистов по следующим специальностям: - История и английский язык с дополнительным изучением шведского языка (дневная и вечерняя форма обучения); - История со специализацией "Скандинавские страны: язык, история, куль­ тура" (дневная и вечерняя форма обучения); - Русский язык и английский язык с дополнительным изучением шведского языка (дневная и вечерняя форма обучения). За пять лет обучения студенты получают две специальности. Им выдается диплом государственного образца. В МГПИ регулярно читают лекции и проводят семинары профессора из Скандинавских стран: Йенс П. Нильсен, Университет г. Тромсё (Норвегия) - ис­ тория русско-норвежских отношений; Генри Осима, Колледж г. Нарвик (Норве­ гия) - норвежский язык; Андерс Леев (Норвегия) - история и культура саамов; Лейф Рантала Лапландский университет г. Рованиеми (Финляндия) - этнология и история саамов, история Финляндии; Ивонн Хальварес, Шведский институт г. Стокгольма (Швеция) - шведский язык и многие другие зарубежные преподаватели. Однако проблема сотрудничества стран Баренц-региона в области образо­ вания исключительно сложна. Для ее осуществления необходимо решить це­ лый спектр проблем, так как единое педагогическое пространство имеет семь измерений: - идеологическое - единая философия образования и образовательная идеология, определяющая принципы и направления развития образования; - политическое - единая образовательная политика, реализующая эти принципы и направления в конкретно-исторических условиях; 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz