Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
которые изучаются в школах и домах творчества. Краеведы написали и апро бировали региональные учебные пособия одя школьников, студентов, учите лей. - Так как понятие национально-региональный компонент содержания обра зования более глубокое и многогранное, чем традиционное понятие "краевед ческий подход", ибо включает не только краеведческое содержание образова ния, но и многие новые элементы, например, особенности управления системой образования в данном регионе с учетом комплекса особенностей данной тер ритории: кпиматически-географических, социально-экономических, экологиче ских, медицинских, национальных, демографических и т. д., пути решения ре гиональных образовательных проблем, международное сотрудничество регио на по проблемам образования и культуры с пограничными государствами Ба- ренц-региона и др., поэтому сказанное выше, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие и самого школьного краеведения, делая его более мно гоплановым, обязательным, социально важным, а главное, более обоснован ным в правовом и научно-методическом плане. Понятие “национально-региональный компонент содержания образования" появилось в 1992 году в связи с принятием "Закона РФ об образовании". Закон (ст. 7, п. 1) определил, что "в Российской Федерации устанавливаются государ ственные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты"... "определяющие в обязательном порядке минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников"1. Значительный вклад в разработку образовательных стандартов внесли Г. П. Андреев, Г. Ф. Атякшева, А. П. Беликова, Т. С. Буторина, J1. Ф. Греханкина, В. А. Кальней, А. Г. Каспржак, И. А. Качанова, М. В. Левит, В. С. Леднев, A. А. Макареня, А. С. Максимов, Л. В. Моисеева, Г. И. Мызин, В. А. Мясников, Ю. Н. Петров, В. М. Петровичев, В. Б. Помелов, М. В. Рыжаков, Н. С. Сивцова, B. В. Судаков, В. В. Тарасов, С. Е. Шишов, А. А. Щербакова и др. Педагогические возможности национально-регионального компонента со держания образования рассматриваются в диссертационных исследованиях Г. Н. Григорьева, Ю. И. Калиновского, Т. Н. Каптан, О. В. Лебедевой, Л. В. Мои сеевой, С. Д. Намсарбаева, А. В. Салихова, И. 3. Сковородкиной и др. В Мурманской области проблемами развития региональной системы обра зования занимались: Н. Г. Благова, В. В. Бочаров, В. В. Дранишников, А. А. Ки селев, Л. А. Коренева, В. Ф. Костюкевич, Е. Л. Крикун, Е. М. Мигун, Л. Т. Панте леева, Л. Д. Рогозина, Г. М. Угличина, И. Ф. Ушаков, Р. М. Черных и др. В исследовании дана подробная характеристика региона (Кольского края), влияние природных, климатических, исторических, социально-экономических и экологических факторов, которые порождают специфику организации учебно- воспитательного процесса в школах Мурманской области. С началом перестройки поиск новых взаимоотношений с пограничными го сударствами привел к созданию Баренц-региона, объединившего самые север ные области четырех европейских стран: России, Норвегии, Швеции, Финлян дии. Население этих территорий объединяет близость холодных морей Ледо витого океана и удаленность от столиц, богатство природных ресурсов и недос таточная развитость инфраструктуры, общее историческое прошлое и "общий" коренной народ саамы (лопари), общие экономические проблемы и т. д. ' Закон РФ "Об образовании". Мурманск: НМЦ, 1992. С. 8. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz