Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

ного государства: террор в 30-е годы, пренебрежение к специфике экономики, культуры, традициям малых народов Севера, непонимание их менталитета. В главе показано развитие международных связей и сотрудничество Коль­ ских саамов с саамами Скандинавских стран и по линии экономических отно­ шений и по линии политического сотрудничества. С 1992 года Кольские саамы имеют своего представителя в международной саамской организации Сканди­ навских стран - Союзе саамов, который оказывает им значительную поддержку в развитии экономики, культуры, в политической жизни. В исследовании обобщается положительный опыт сотрудничества учите­ лей школ области, преподавателей пединститута и педколледжа, государст­ венных и общественных организаций в создании новых национальных тради­ ций и праздников, укрепляющих дружбу народов Кольского Севера. Культурны­ ми событиями для всего региона стали праздники: Дни саамской культуры, Дни культуры коми, Праздник Севера, программа которого включает национальные виды спорта, а праздник Дни славянской письменности и культуры, родившийся в Мурманске, стал всероссийским. Во второй главе - “Национально-региональный компонент содержания об­ разования - необходимое условие формирования гражданственности школьни­ ков" в историко^еоретическом аспекте рассматривается процесс появления и развития школьного краеведения, различные подходы к его сущности. Так, П. В. Иванов считал краеведение "общепедагогическим принципом"1, А. А. Ва­ гин говорил лишь о "краеведческом подходе"2, С. О. Шмидт считает краеведе­ ние "это и метод познания" и "форма общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительный круг лиц, пре­ имущественно местных жителей"3. Автор сделал попытку проанализировать процесс перехода от краеведче­ ского подхода к национально-региональному компоненту содержания образо­ вания, определив преемственность этих понятий и качественные различия. Появление школьного краеведения и многолетний опыт его развития в ре­ зультате теоретической и практической деятельности крупных российских уче­ ных, общественных деятелей, методистов, а главное - учителей энтузиастов и в дореволюционной, и в советской, и в демократической России позволили самой широкой общественности осмыслить огромные педагогические возмож­ ности краеведения в учебно-воспитательном процессе школы и подготовили условия для введения на законодательном уровне такого важного понятия как национально-региональный компонент содержания образования. Это обусловлено тем, что: - Содержательной стороной национально-регионального компонента со­ держания образования, по сути, является содержание школьного краеведения. - Краеведческая деятельность (ее формы, методы, средства) подготовили целую армию краеведов (ученых, учителей, методистов, школьников), которые стали активными проводниками осуществления национально-регионального компонента содержания образования. Именно ученые-краеведы, методисты- краеведы, учителя-краеведы разработали первые авторские программы регио­ нальных курсов по самым различным школьным дисциплинам и по предметам, 1Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966. С. 42. 2Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. С. 297. 3Шмидт С. О. Краеведение - дело, значение которого не может быть преувеличено // Памятни­ ки Отечества: Альманах 1989. N> 1. с. 12. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz