Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

пи всю воспитательную работу школ общественно-социальным смыслом. Наи­ более крупные из них СЮМ (Союз юных мурманчан), "Республика ШкИД" (Шко­ ла интересных дел) и др. В Мурманске и области возникло скаутское движение. Ill Старшие классы. Задачи: 1. Формирование целостного научного гуманистического мировоззрения, в основе которого лежит духовно-нравственные общечеловеческие и нацио­ нальные ценности, толерантность, интерес и уважительное отношение к другим этносам и их культурам. 2. Воспитание у старшеклассников гражданской ответственности и активной жизненной позиции в вопросах, касающихся своих личных проблем, проблем семьи, класса, школы, города, "малой Родины", всей России. 3. Выработка практических умений и навыков гражданского поведения. В школах Мурманской области имеется многочисленный и разнообразный опыт гражданского воспитания старшеклассников во внеурочное время. В Се­ вероморской гимназии № 1 реализуется авторская программа "Гражданин". Она включает адаптированное к условиям российского Севера, переработанное ев­ ропейское учебное пособие "начальный курс обучения правам человека. Пер­ вые шаги", разработанный учителями гимназии спецкурс "Право. Политика. Де­ мократия"; факультатив "Ваши права”; интеллектуальный клуб "На пути к Олимпу". Учителя области широко используют активные формы работы: конкурсы, ролевые игры, семинары, "круглые столы”, дебаты, дискуссии, "мозговой штурм”, анализ политических выступлений, юридический анализ, анализ стати­ стических данных. Урочная работа по формированию гражданственности школьников органически связана с внеклассной и внешкольной работой. В шко­ лах проводятся декады правовых знаний, олимпиады по праву, научно- практические конференции. В Мурманском юридическом лицее действует дума лицейского братства, в школах № 56, 2 - школьный парламент, в школе № 30 - школьная дума. Учащиеся гимназий № 2, 4 и школа № 53 участвуют в игре "Но­ вая цивилизация". В СШ № 279 г. Гаджиево внедрен авторский факультатив "Введение в на­ родоведение". В СШ № 14 г. Мончегорска создан клуб "Тиетта" (по-саамски "наука”). Вме­ сте с городским экологическим центром старшеклассники не только участвуют во всех городских природоохранных акциях, но и сотрудничают в реализации международного проекта "Йоханнесбург 2003" на базе экологического центра в Сванховде (Норвегия). В ряде школ и гимназий г. Мурманска проводится большая работа по про­ паганде правовых знаний силами старшеклассников: это научные общества (СШ № 49, 47), лекторские группы (гимназия № 4, СШ № 48, 18), правовые клу­ бы (СШ№ 13, 20, 37,17,19). В главе дана характеристика патриотизма монархической России, советско­ го патриотизма, православного патриотизма, рассматриваются вопросы теории военно-патриотического воспитания школьников и основы государственной по­ литики в области военно-патриотического воспитания на разных этапах разви­ тия советской и постсоветской России. Анализ Конституции, законов, п(Ьезидентских указов, нормативно-правовых документов по школе, законов и постановлений принятых Мурманской област­ ной думой, показывает, что государство не только в советское время, но и сего- 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz