Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
народов. Поморский фольклор: сказки, бывальщины, песни, пословицы, приба утки, загадки. Декоративно-прикладное искусство. Поморские игрушки). IV. Тематический блок "Мурман сегодня". (Мурманск - столица Кольского края - город-герой, город-труженик. Участие детей в праздниках: День города, праздник Севера, День рыбака, "Здравствуй, солнце!", масленица. Достоприме чательности Мурманска. Полуостров сокровищ отдает свои богатства Мои зем ляки - люди известные во всей России). Средства реализации, формы работы, опыт: Написание сочинений-миниатюр: "Я и моя семья", "Мой дедушка - ветеран труда", "О друге", "Мой любимый учитель", "Моя любимая книга о Кольском Се вере", "Как мы отдыхаем", "Что рассказала фотография из семейного альбома"; составление родословной (в виде простой таблицы); изучение регионального курса "Мой Мурманск" (все прогимназии и начальные школы города Мурман ска); экскурсии в музеи разного профиля: Мурманский областной краеведческий музей, музей Краснознаменного Северного флота, Художественный музей и т. д.; организация встреч с интересными людьми: старожилами города, ветерана ми войн, учеными-краеведами, художниками, поэтами, писателями и т. д. II. Среднее звено (5-7 классы). Задачи: 1. Формирование у подростков иерархии нравственно-этических, общече ловеческих и национальных ценностей на основе изучения истории, литерату ры, обычаев и традиций народов Кольского Севера в процессе организации разнообразной поисковой деятельности гражданского содержания, направлен ной на внимание и заботу о земляках (старожилах края, ветеранах войн и тру да, инвалидах, одиноких людях); на заботу о своей семье, друзьях, школе; на охрану природы и т. д., формирование чувства ответственности и долга. 2. Выработка практических умений и навыков гражданского поведения. Средства реализации, формы работы, опыт: В настоящее время учащиеся среднего звена школ Мурманской области могут изучать два региональных курса. В 5-х классах с 1993 года введен в школьный стандарт содержания образования ряда школ курс "История родно го края" (автор учебного пособия В. В. Дранишников), в 5-9 классах города Мурманска можно вести курс "Мой Мурманск" (учебное пособие большой груп пы авторов под редакцией С. Н. Дащинского и Л. А. Кореневой). Учебное пособие "Этих дней не смолкнет слава", написанное В. В. Драниш- никовым, Л. В. Журиным, В. А. Смирновым и др., используется рядом учителей 7-х классов как один из источников для проведения факультатива "Война в За полярье". Особенно характерна для среднего звена школ Мурманской области разно образная по содержанию, формам и методам внеклассная и внешкольная дея тельность патриотического характера. В области успешно работают десятки школьных музеев разного профиля: краеведческие, музеи боевой славы, исто рии школы и т. д. многочисленные поисковые группы в течение всего года по специально разработанным программам проводят поисковые операции: "Забо та”, "Память", "Долг'1и др. Учителя возродили военно-спортивные игры: "Зар- ничка", "Зарница", "Орленок", военно-спортивные лагеря, шефство над памят никами и воинскими захоронениями. Школьники проводят природоохранные операции "Елочка", "Первоцвет", "Трал", "Зеленый наряд города". Большой заслугой учителей Мурманской области является возрождение ими в новом качестве детских самодеятельных организаций, которые наполни- 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz